Тысячи машин, предназначенных для
отправки из Японии, попали не к потребителям, а под
пресс
Владимир Меркулов
Японский автопром переживает не лучшие времена —
из-за мартовской катастрофы с конвейеров не смогли сойти сотни
тысяч автомобилей. Представители японских автоконцернов в России
советуют потенциальным покупателям запастись терпением — срок
поставки машин в нужной комплектации может существенно увеличиться.
Неудивительно, что на рынке уже появились слухи о возможном росте
цен на автомобили и запчасти.
Японские машины составляют примерно треть от
общего объема импорта автомобилей в Россию. По данным Минэкономики,
в прошлом году из Японии в нашу страну было ввезено 181 тыс. новых
легковушек, в то время как всего в Россию поступило 662 тыс. машин.
Но из-за обрушившейся на острова катастрофы все автозаводы на
территории Японии были вынуждены на несколько дней прекратить
работу. В большинстве случаев сами производства не пострадали
благодаря удаленности от эпицентра стихийного бедствия. Однако
возникли проблемы с доставкой и производством комплектующих
поставщиками, без чего восстановить работу сборочных конвейеров в
нормальных объемах невозможно.
Поэтому сейчас, несмотря на то, что практически
все автозаводы возобновили производство, работают они пока не на
полную мощность и машины собираются с учетом нехватки компонентов.
Дефицит комплектующих, по сообщениям информагентств, привел к
временной остановке некоторых сборочных производств и за пределами
Японии. А счет автомобилей, которые в результате не были выпущены,
по оценкам экспертов, идет на сотни тысяч.
Таким образом, тем, кто сейчас решил приобрести
японский автомобиль, придется ждать его доставку дольше, чем
обычно, либо покупать машину в имеющейся у дилеров комплектации.
Правда, в российских представительствах японских автоконцернов
существенного увеличения сроков поставок в ближайшее время не
прогнозируют. Так, в компании "Тойота Мотор" "Деньгам" сообщили: "В
настоящий момент мы справляемся с ситуацией за счет автомобилей,
имеющихся на складах, а также за счет текущих поставок. В
зависимости от расположения дилерского центра на территории России
срок поставки автомобилей из Японии составляет до 50-60 дней. Мы
предполагаем, что в дальнейшем срок поставки автомобилей может
увеличиться".
В компании полагают, что ожидание автомобилей
может в среднем вырасти до 10 недель. Дольше всего придется ждать
самые популярные модели в наиболее востребованных комплектациях.
Например, сейчас срок поставки внедорожника Toyota Highlander в
зависимости от комплектации составляет до 2,5 месяца, а модели
Hilux с дизельным двигателем объемом 2,5 литра, собираемой в
Таиланде,— до 6,5 месяца.
В "Субару Мотор" сроки поставок автомобилей
оценить затруднились, но, по словам представителя компании Светланы
Лисицыной, задержки в доставке будут независимо от
месторасположения производства. В Россию все модели Subaru, кроме
Tribeca (производство США), поставляются из Японии.
Как рассказал "Деньгам" представитель
компании-дистрибьютора автомобилей Mitsubishi в России "Рольф
Импорт" Кирилл Устинов, ни один из заводов компании от катастрофы
не пострадал. То же самое касается и складов готовой продукции,
расположенных в непосредственной близости от производственных
объектов. "Поэтому автомобили и производятся, и отгружаются в
Россию без сбоев, согласно графику. Также в штатном режиме работает
и наш калужский завод, где выпускается Mitsubishi Outlander XL.
Более того, по нашей просьбе производитель перепрофилировал завод в
японском Нагоя исключительно на выпуск нового кроссовера Mitsubishi
ASX, который до недавнего времени был самой дефицитной моделью, за
ним выстраивались многомесячные очереди. Сейчас эта проблема
решена, и среднее время доставки этой модели составляет 1,5-2
месяца",— сообщил Кирилл Устинов.
Не самым приятным сюрпризом для
потенциальных покупателей может стать повышение цен на автомобили.
Возможность такого развития событий прогнозирует старший аналитик
ИФК "Метрополь" Андрей Рожков: "В условиях, когда автозаводы
недополучают запчасти, им, возможно, придется заменять некоторые
японские комплектующие альтернативными запчастями, которые, скорее
всего, будут приобретаться по более высокой цене. Не исключено, что
и сами японские производители инициируют повышение цен на
автомобили, с тем чтобы включить в себестоимость авто возможный
рост расходов на финансирование рабочего капитала, который
наверняка возникнет из-за простоя производства. Но я не думаю, что
рост будет большим,— скорее всего, в пределах
4-5%".
Правда, в самих компаниях утверждают, что в
части ценообразования опираются прежде всего на конкурентную
ситуацию на рынке и причин для пересмотра цен пока не видят.
Впрочем, даже если цены на автомобили поменяются, этого, по словам
дилеров, не произойдет с уже заказанными моделями — во время
оформления заказа стоимость фиксируется и не может быть
скорректирована после доставки.
Нет основания для беспокойства и у тех, кто
планирует купить машину в кредит: совместные программы
производителей с российскими банками, как и кредитные предложения
собственных банков автоконцернов, работают в прежнем режиме. В
рамках таких программ кредит заемщику обходится дешевле стандартных
банковских предложений, а спрос на кредитные автомобили, по оценкам
экспертов PricewaterhouseCoopers (PwC), в этом году продолжает
расти вместе с продажами дилеров.
По данным PwC, за первые два месяца этого года
россияне купили на 76% больше легковых автомобилей, чем за
аналогичный период 2010 года. При этом доля кредитных автомобилей в
общих продажах постепенно приближается к докризисным отметкам,
когда примерно каждый второй автомобиль приобретался за счет
заемных средств. В свою очередь статистика производителей говорит о
том, что заемщики все чаще делают выбор в пользу льготных
спецпрограмм. По словам Кирилла Устинова, клиенты, покупающие
машины в кредит, при покупке моделей Mitsubishi, как правило,
выбирают программу Mitsubishi Motors Finance: "Программа действует
не первый год, и сейчас с ее помощью приобретаются практически все
автомобили Mitsubishi, покупаемые в наших дилерских центрах с
использованием банковских займов".
Впрочем, в таком выборе нет ничего удивительного
— процентные ставки по данной программе заметно ниже, чем обычные
автокредиты в банках. К примеру, в Райффайзенбанке на Mitsubishi
ASX можно оформить кредит на год по ставке 4,99% годовых в рублях с
первым взносом 40%. Ставка по кредиту на тот же автомобиль при
аналогичном первоначальном взносе будет 7,99% годовых, если срок
кредита растянуть до двух лет. А нормальной рублевой ставкой по
стандартным банковским ссудам на приобретение авто сейчас можно
считать 13-14% годовых.
Похожие предложения есть практически у всех
автопроизводителей, которые стараются сотрудничать с небольшим
пулом крупных российских банков—лидеров автокредитования. К
основным провайдерам льготных программ производителей можно отнести
ВТБ 24, Газпромбанк, Райффайзенбанк, Русфинанс-банк, Сбербанк и
Юникредит-банк. С каждым из них сотрудничает около десятка
различных финансовых представительств автогигантов. Так, в
Газпромбанке в этом году стартовала программа на покупку
автомобилей марки Suzuki, а Сбербанк пополнил список предложений за
счет кредитов на автомобили Opel и Volkswagen.
В целом схема предоставления льготных процентных
ставок выглядит следующим образом: в кредитном договоре с клиентом
указывается стандартная процентная ставка, а стоимость автомобиля
снижается на сумму, высчитанную исходя из разницы между ставкой по
договору и ставкой, указанной в специальной программе. В результате
фактические выплаты клиента по кредиту соответствуют условиям,
которые возникают при предоставлении кредита без скидки и исходя из
заявленной льготной ставки. В итоге таким вариантом остаются
довольны все: заемщик получает автокредит по привлекательной
ставке, производитель наращивает продажи, а банк привлекает
заемщика.
Правда, рассчитывать на самые выгодные ставки,
как правило, можно при оформлении кредита с высоким первоначальным
взносом (не менее 40%) и на небольшие сроки. Например, в рамках
спецпрограммы, разработанной официальным импортером автомобилей
Suzuki с Газпромбанком, ВТБ 24 и Райффайзенбанком, процентные
ставки начинаются от 2,5% годовых. Предложение действует при
покупке моделей Swift, SX4 HB, Splash и Kizashi. Минимальная ставка
будет действовать при оплате 40% от стоимости выбранной модели за
свой счет и сроке кредита до одного года. Кредит на два года
обойдется заемщику уже в 5,5% годовых, а внести потребуется не
менее 30% цены автомобиля.
Юникредит-банк совместно с RCI Banque
(официальный банк альянса Renault-Nissan) кредитует покупку новых
автомобилей Nissan Note, Tiida, Qashqai и Qashqai+2 2010 года
выпуска по ставкам от 2,9% годовых. Минимальная ставка
действительна при первом взносе не менее 30% и сроке кредита до
одного года. Кредит на те же модели, выпущенные уже в этом году, за
исключением Qashqai+2, обойдется на 2% дороже — 4,9% годовых при
таком же сроке кредита и размере необходимых собственных
накоплений.
Также потенциальные автовладельцы могут найти
интересные предложения у банков, принадлежащих автопроизводителям.
До начала 2010 года лицензии ЦБ получили четыре банка,
принадлежащих зарубежным автоконцернам: БМВ-банк, Мерседес-бенц
банк рус, Тойота-банк и Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Евразия). В
прошлом году список пополнился еще двумя банками, ими стали
подразделение французского концерна Peugeot-Citroen (банк "ПСА
финанс рус") и "дочка" немецкого Volkswagen (Фольксваген-банк рус).
Из них реальным кредитованием покупателей автомобилей пока
занимаются только БМВ-банк, финансирующий приобретение моделей BMW
и Mini, Мерседес-бенц банк рус, Тойота-банк, управляющий брендами
Toyota Financial Services и Lexus Financial Services, и банк "ПСА
финанс рус", кредитующий Citroen и Peugeot. "Ситуация в Японии не
окажет значимого влияния на стремление нашего банка предлагать
клиентам новые возможности по финансированию покупки автомобилей в
кредит. В ближайшие несколько месяцев мы не планируем каких-либо
изменений в нашей продуктовой линейке, специальные кампании
продолжают действовать по плану. Особое внимание будет по-прежнему
уделяться продвижению автомобилей Toyota и Lexus с гибридными
силовыми установками — ставки по розничному кредиту начинаются с
отметки 5,9% годовых. В апреле мы представили новую программу для
поддержки модели Lexus CT200h",— рассказал президент Тойота-банка
Александр Колошенко.
В Мерседес-бенц банк рус до лета текущего года
действуют специальные кредитные программы на покупку модельного
ряда 2010 и 2011 года. Согласно действующим условиям, процентная
ставка составит от 6 до 9% годовых. Также от 6% годовых стартуют
ставки в БМВ-банке. Банк "ПСА финанс рус" на некоторые модели
предоставляет кредит и вовсе без переплаты. Нулевая процентная
ставка действует при оформлении кредита на Peugeot 207 и Peugeot
308 2010 года выпуска. За счет собственных накоплений в таком
случае придется оплатить от 45% стоимости автомобиля, а вернуть
кредит нужно будет в течение года. Аналогичные модели, выпущенные в
этом году, банк кредитует по ставкам от 5% годовых.
http://www.kommersant.ru/doc-y/1628021