Германские чиновники подтверждают, что Opel
хотят купить группа ГАЗ, Сбербанк и Magna
Дмитрий Ъ-Беликов, Тамила
Ъ-Джоджуа
Немецкие власти вчера официально подтвердили, что кроме итальянской
Fiat к покупке контрольного пакета Opel проявляют интерес группа
ГАЗ Олега Дерипаски, Сбербанк и канадская Magna. На решение проблем
Opel партнерам потребуется до €5 млрд. Но сделка может вызвать
вопросы у российских властей, которые сейчас пытаются решить
финансовые проблемы самой группы ГАЗ, долг которой превышает 40
млрд руб.
Вчера министр экономики земли Тюрингия (Германия) Юрген Рейнхольц
заявил, что Сбербанк, группа ГАЗ и канадский поставщик
автокомпонентов Magna готовят заявку на покупку одного из
подразделений General Motors -- немецкого Opel. Господин Рейнхольц,
которого цитирует Bloomberg, отметил, что "российский авторынок, а
также другие развивающиеся рынки -- Азии и Индии -- сыграли
определенную роль" в намерении ГАЗа, Сбербанка и Magna стать
владельцами Opel. Подробностей готовящейся сделки чиновник не
сообщил, а в группе ГАЗ и Сбербанке от комментариев отказались.
Вице-президент Magna Хьюберт Хедль на звонки "Ъ" не отвечал.
Таким образом, чиновник официально подтвердил интерес группы ГАЗ,
Сбербанка и Magna к приобретению контрольного пакета акций Opel. На
прошлой неделе об этом сообщили немецкие СМИ, по данным которых, на
покупку Opel партнерам потребуется не менее €5 млрд. Rheinische
Post уточняла, что в результате группа ГАЗ, Сбербанк и Magna
получат 50,1% акций Opel, разделив этот пакет между собой: группа и
банк получат 31% акций Opel, а оставшиеся 19,1% -- канадская Magna.
Однако в группе ГАЗ эти сообщения сразу опровергли.
Adam Opel Gmbh основана в 1863 году. С 1929 года является
подразделением GM (владеет 100% акций). Владеет брендами Corsa,
Astra, Vectra и Omega. Продажи Opel/Vauxhall в 2008 году составили
1,459 млн автомобилей. В России в 2008 году продано 98,8 тыс. Opel
(8-е место по продажам).
Информацию о намерении Magna получить контроль над Opel вчера
подтвердил и член наблюдательного совета Opel Армин Шильд. Он
сказал, что его компании поступило предложение о покупке от Magna и
некоего "российского партнера", названия которого господин Шильд не
уточнил. Ключевым партнер Magna в России является группа ГАЗ. До
октября 2008 года контролирующее группу ОАО "Русские машины"
владело около 25% уставного капитала Magna. Затем "Русские машины"
были вынуждены передать этот пакет банку BNP Paribas в результате
margin call, но в группе ГАЗ и Magna подчеркивали, что сохранят
партнерские отношения.
Помимо группы ГАЗ, Сбербанка и Magna на Opel претендует итальянский
концерн Fiat. Он рассчитывает стать совладельцем не только Opel, но
и Chrysler, который начал процедуру банкротства (см. вчерашний
"Ъ"), а также "десяти заводов General Motors в Европе", сказал
глава Fiat Серджио Маркионне. На базе этих активов, а также
собственных производств Fiat намерен создать глобального
автопроизводителя с объемом выпуска 6-7 млн машин в год (по итогам
2008 года -- 2,15 млн машин). Вчера господин Маркионне проводил
переговоры о покупке Opel с профсоюзом компании. Однако Армин Шильд
утверждает, что предложение российской стороны, "по мнению
сотрудников компании (то есть профсоюза.-- "Ъ"), гораздо более
выгодно" для Opel.
О намерении группы ГАЗ стать совладельцем Opel слышали
топ-менеджеры и ряда российских автопроизводителей. Собеседники "Ъ"
отмечают, что глава компании Magna International Europe AG Зигфрид
Вольф был на совещании в Тольятти, которое проводил премьер
Владимир Путин. Сама покупка акций Opel, по мнению собеседника,
может обойтись ГАЗу, Сбербанку и Magna "недорого, а €5 млрд уйдут
на какие-либо социальные выплаты и реструктуризацию долга".
Германские власти также говорили, что на решение проблем Opel
потребуется €5-7 млрд, но не говорили, на что конкретно должны
пойти деньги. Известно лишь, что около €500 млн потребуется на
докапитализацию Opel.
Откуда у группы ГАЗ могут взяться деньги на покупку Opel, источники
"Ъ" не понимают. Группа сама сейчас находится в крайне тяжелом
положении -- ее долг превышает 40 млрд руб., денег на погашение
нет, и группа была первой компанией, проблемы которой взялась
рассматривать комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова. Один
из источников "Ъ" отметил, что "у группы ГАЗ сложились неплохие
отношения со Сбербанком" (глава банка Герман Греф сказал в марте,
что не собирается банкротить ГАЗ, несмотря на то что банк -- один
из его крупнейших кредиторов). Но сделка может вызвать "непонимание
ряда министерств", сказал "Ъ" один из федеральных чиновников. "Не
совсем понятно, зачем мы рассматриваем проблемы ГАЗа, встречаемся с
его кредиторами, если в итоге группе могут потребоваться деньги на
помощь Opel",-- отметил он. Источник "Ъ" также напомнил, что у ГАЗа
уже был опыт покупки западных производств (британской LDV и
оборудования одного из американских заводов Chrysler для
производства в Нижнем Новгороде Volga Siber), но первый может быть
объявлен банкротом уже завтра, а второй проект нерентабелен.
Теоретически покупка Opel группой ГАЗ, Сбербанком и Magna может
быть интересна, считает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. До
последнего времени группа терпела неудачу в легковом сегменте, но
это объяснялось тем, что она пыталась перенести в Россию сборку
моделей, уже снятых с производства. В случае же с Opel, говорит
аналитик, ГАЗ может получить доступ к новым автомобилям классов В и
С.Михаил Пак из ИФК "Метрополь" полагает, что судьба
сделки зависит от российских властей, которые декларируют поддержку
в первую очередь отечественного автопрома.