Артем Бетев
В субботу в калужской области был заложен первый
камень в фундамент завода «Фольксваген», а уже осенью 2007 года с
конвейера должна сойти первая «Октавия» российской сборки. Немцы
обещают, что автомобили подешевеют, жизнь показывает, что могут и
подорожать. Рассказывая о том, сколько будут стоить российские
«Фольксвагены» и «Шкоды», глава минэкономразвития Герман Греф
сообщил, что: «Как правило, на первом этапе локализации автомобили
становятся дешевле на 10–15%, на втором – на 20%». О таких же
цифрах говорит и руководство концерна, но никто ничего не обещает.
Как пояснил «Газете.Ru» специалист инвестиционной компании
«Метрополь» Александр Жуков, так называемые локализованные
автомобили могут и не подешеветь: «Иностранные компании не обязаны
уменьшать стоимость своей продукции, после того как она начинает
производиться в России. Наоборот, если товар пользуется спросом,
цену могут повысить, как это сделал «Форд». В «Форде» не
согласны, что их автомобили подорожали после того, как их стали
собирать в России, но сейчас, по словам пресс-секретаря Ford
Екатерины Кулиненко: «Ford Focus, поставляемые в нашу страну из
Европы, стоят одинаково с «Фокусами», производимыми в России».
Производство иномарок в России условно называется «локализация» и
проводится в два этапа: SKD (Semi Knocked Down – сборка автомобилей
из крупных блоков), CKD (Completely Knocked Down – полная сборка
автомобилей, включая сварку кузовов и покраску). В Калуге
строительство цеха сборки по технологии SKD завершится в следующем
году, и руководство концерна планирует выпустить с конвейера первую
российскую «Октавию» осенью 2007-го. К 2009 году завод будет
выпускать Фольксвагены и Шкоды по технологии CKD в количестве
110–115 тысяч в год. «В первую очередь мы начнем собирать
«Октавию», потом будут «Фольксваген Пассат» и «Шкода Фабия». Также,
возможно, на заводе будут собираться «Туареги» и «Шкоды Суперб», –
сообщил председатель совета директоров Skoda Auto Детлеф Виттиг.
Кроме уже известных покупателям моделей, на заводе в Калуге
планируется собирать специально разработанный Фольксвагеном для
российских условий автомобиль на платформе VW Polo. Сколько будет
стоить «российский народный автомобиль», пока неизвестно. Скорее
всего, родственник «Поло» в базовой комплектации с 55-сильным
двигателем объёмом 1,2 л будет конкурировать с «Логаном», «Авео» и
«Калиной». После появления на российской земле «Фольксвагена»
естественно возникает вопрос о его дочке «Ауди». Как сообщил
Виттиг, на поле, выделенном калужскими властями, предусмотрено
место и для сборочных цехов Audi. Но концерн из Ингольштадта пока
не может придумать, как за тридцать месяцев перейти от
крупноузловой к мелкоузловой сборке. По этой же причине в России
пока нет своего «Мерседеса». По российскому законодательству на
второй стадии локализации сборки автомобилей доля российских
комплектующих в автомобиле должна составить 30%. Скорее всего,
производители автомобилей бизнес-класса испытывают трудности с
локализацией из-за недостатка качественных отечественных
комплектующих