Азиаты бьют долларомпо российскому автопрому
Артур Саруханов
Отчеты иностранных автопроизводителей о
деятельности на российском рынке в первом полугодии 2004 года
позволили определить фаворитов. Лидерство по продажам среди
иномарок сохраняет Ford Focus единственный неазиатский
автомобиль в топ10. По мнению аналитиков, в сложившейся ситуации
виноваты азиаты, продающие свои автомобили за доллары
основную функциональную валюту россиян. Представленные за последние
две недели иностранными автоконцернами результаты российских продаж
в первом полугодии позволили расставить акценты на рынке. Лидерство
в индивидуальном зачете досталось американке российского
происхождения Ford Focus. О ее успехе можно судить хотя бы по тому,
что за заказанным автомобилем, несмотря на организованную Ford во
Всеволожске 3сменную сборку, покупателю приходится стоять в очереди
в среднем 8 месяцев. "Этот автомобиль расположен в очень удачном
ценовом сегменте среднего российского класса. При этом Focus
дешевле, чем импортируемые конкурентами модели того же класса",
сказал Газете Алексей Языков, аналитик ИГ "Атон". По его
словам, раньше в России и Европе в целом был очень популярен
Volkswagen. Однако его позиции заметно ослабли с колебаниями курсов
валют при выставляемых концерном ценах в евро. "Ведь основной
функциональной валютой для российских потребителей уже давно
является доллар", поясняет эксперт. Но несмотря на успех
российской иномарки от Ford, налицо повальное увлечение россиян
"азиатами". Ford Focus оказался единственной иномаркой, попавшей в
топ10 по продажам. При этом из прошлогодней десятки выбыли Renault
Symbol и Opel Astra. В общем зачете компания Ford занимает в России
лишь третье место после Toyota и Hyundai. Лидеру среди компаний,
японской Toyota, по сравнению с серединой лета 2003 года удалось
"прибавить в весе" 120%. А наступающая ей на пятки корейская
Hyundai и вовсе приросла по сравнению с годичными показателями на
219%. "В бедах европейских
производителей в России стоит винить азиатский автопром. Его
представители за последние два года предложили россиянам более
привлекательные цены на свою продукцию и схемы ее реализации",
сказал Газете Денис Нуштаев, аналитик ИФК "Метрополь". Борьба
иностранных производителей за место на российском рынке существенно
обострилась. Находясь в одном ценовом сегменте, автомобили
различных производителей, считают эксперты, стали взаимозаменяемы
технически. "Поэтому конечный выбор покупателя чаще основан на
цене, нежели на качестве автомобиля", считает Языков, объясняя
оттеснение корейской Daewoo с первого места в прошлом году на
четвертое в этом. Роста на уровне рынка, который
демонстрирует компания, уже недостаточно, считает эксперт.
Серьезную борьбу аналитики ожидают в ближайшее время в ценовом
сегменте 710 тысяч долларов. Особенно в условиях роста цен на
продукцию "АвтоВАЗа" и прихода в эту нишу таких производителей, как
Renault с ее Logan. По
словам Дениса Нуштаева, даже при условии приобретения автомобиля в
кредит россияне учитывают такую скрытую составляющую его цены, как
последующее обслуживание. "Пока по этому показателю "АвтоВАЗ" имеет
прочный запас", заключает эксперт.