Новости
10  Июня  2015
Газета.Ru: К 2020 году российский автомобильный рынок вернется на пик продаж

Даниил Ломакин

Российский авторынок просядет в этом году на 35%, после чего начнет восстанавливаться, прибавляя в объеме по 10% в течение пяти лет, и вернется в 2020 году на докризисный уровень. Такой прогноз называется аналитиками наиболее вероятным. Но для воплощения этого сценария восстановления рынка необходима отмена всех европейских санкций при сохранении запретов от США. Кроме того, нефть должна стоить не менее $60, а доллар — не более 60 руб.

Текущий кризис на автомобильном рынке в России во многом отличается от упадка в 1998 и 2008 годах — на сегодняшнюю ситуацию влияют сразу несколько факторов: обесценение рубля и падение цен на нефть, американские и европейские санкции, конфликт на Украине, увеличение ставки рефинансирования. Его восстановление не будет быстрым, несмотря на то что за последние десять лет России удалось привлечь существенные инвестиции со стороны иностранных игроков, а преимущество по доле рынка постепенно перешло от импортеров к локализованным зарубежным производителям.

Дать один прогноз по восстановлению авторынка невозможно. Вместо этого следует рассматривать разные сценарии. К таким выводам в результате своего исследования пришла консалтинговая компания Boston Consulting Group (BSG).

По мнению аналитиков, автомобильный бизнес в России может продолжить свое существование в ближайшие пять лет по четырем сценариям.

Оптимистичный вариант предполагает деэскалацию конфликта на Украине и снятие с России всех санкций иностранных государств, а также возврат цен на нефть марки Brent на уровень $70–100 за баррель и курс доллара на уровне 36–51 руб.

В этом случае авторынок вырастет в 2020 году до рекордных 3,17 млн новых автомобилей в год.

Согласно пессимистичному варианту, авторынок даже через пять лет не сможет выйти на докризисный уровень продаж (2,6 и 2,8 млн в 2012 и 2013 годах соответственно) — его объем составит 2,48 млн новых машин. Действующие сейчас санкции против России останутся, а цены на нефть будут оставаться низкими в ближайшие три года — менее $50 за баррель.

Самый худший сценарий предполагает падение продаж автомобилей в России на 58% по итогам 2015 года, до 1,04 млн машин, и его возвращение на уровень 1,73 млн машин в 2020 году.

Такая перспектива ждет рынок в том случае, если доллар будет стоить 60–80 руб., стоимость барреля нефти составит $45–60, а Россию отключат от SWIFT и введут запрет на экспорт нефти и газа в страны Европы и США, частично изолировав от мировой экономики.

Однако согласно базовому сценарию, который авторы исследования считают наиболее вероятным из четырех, к 2020 году российский автомобильный рынок вернется к докризисным объемам продаж (2,78 млн автомобилей), а среднегодовой рост составит 10%. Внешнеполитическая ситуация при этом может и не улучшаться, но дополнительные санкции против России вводиться не должны.

Аналитики отмечают, что в текущем году на рынок так или иначе окажут влияние два основных изменения — это сокращение доходов населения и, как следствие, падение спроса, а также увеличение автокомпаниями затрат на повышение доли локализации производства.

Как отмечает старший партнер и управляющий директор BCG Николаус Ланг, большой потенциал российского авторынка очевиден в сравнении с рынками европейских стран.

«Согласно статистическим данным за прошлый год, на одну тысячу жителей в России зарегистрировано 295 автомобилей, в то время как в Италии, Франции, Германии этот показатель вдвое больше, — приводит пример он. — Поэтому российский рынок, несмотря на большую неопределенность сценария развития, которая есть сейчас, все равно обладает огромным потенциалом как с точки зрения дальнейшего роста, так и с точки зрения общей зрелости отрасли».

Снижение объемов продаж в 2015 году в BCG ожидают на уровне 25–35%. В исследовании говорится о том, что структура спроса сместится в пользу более доступных моделей: массовый ценовой сегмент продолжит расти, тогда как средний сегмент попадет под давление. Кроме того, вырастет доля вторичного рынка.

Кризис ударил не только по автопроизводителям, но и по дилерам из небольших городов, а также по тем, кто торгует экспортируемыми автомобилями. Эксперты обращают внимание на то, что уже сейчас спрос в основном сконцентрирован только в крупных городах.

«Если до кризиса у дилеров была одна задача — расширяться и увеличивать количество продаваемых машин, то теперь им придется сместить приоритеты в сторону клиентоориентированности и экономической эффективности бизнеса, — поясняет руководитель проектов BCG Юрий Трощенко. — Выигрышный сценарий для них — это работа с производителями с высоким уровнем локализации, оптимизация сети в регионах, развитие послепродажного обслуживания и вторичных продаж».

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков согласен с прогнозом коллег по восстановлению российского авторынка к 2020 году.

«Срок для этого заложен достаточно большой, поэтому такой сценарий представляется вполне реальным, — рассказал «Газете.Ru» Рожков. — Могу согласиться и с тем, что нынешний кризис на рынке отличается от предыдущего наличием большего количества факторов неэкономического характера, которые оказывают существенное влияние на продажи. Действительно, из-за этого выход авторынка на устойчивую траекторию может и затянуться. Но при снижении этих рисков рынок восстановится аналогично тому, как это было после 2008 года».

http://www.gazeta.ru/auto/2015/06/10_a_6836265.shtml

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.