Даниил Ломакин
Автодилеры готовятся к запуску льготного
автокредитования с 1 апреля
По данным «Газеты.Ru», крупнейшие российские
автодилеры ведут активную подготовку к началу программы льготного
автокредитования. Официально о такой мере поддержки автопрома пока
не объявлено, но игроки рынка уверены, что правительство запустит
ее с 1 апреля. В рамках программы Минпромторг установит
фиксированную процентную ставку для банков в размере 14%.
Крупные автомобильные дилеры активно готовятся к
старту новой программы льготного кредитования, по которой, как
ожидается, будет выдано 200 тыс. автокредитов. На текущий момент
Минпромторг РФ с помощью рабочей группы, состоящей из
представителей дилерских сетей, окончательно определил некоторые
параметры программы, которая призвана оживить ситуацию на
стремительно сокращающемся российском авторынке.
По словам информированного источника «Газеты.Ru»
в российском автобизнесе, дилеры начали подготовку к старту
программы даже несмотря на то, что официально правительство РФ до
сих пор о ней так и не объявило. Ранее ответственные чиновники
Минпромторга лишь заявляли, что ее запуск возможен и
рассматривается как один из вариантов улучшения продаж новых машин
в стране.
«Все опасаются повторения ситуации 2013 года,
когда о запуске программы объявили буквально за неделю, но никто не
понимал, как по ней работать, и реально программа заработала только
спустя два месяца после начала,
— поясняет собеседник. — Минпромторг на самом
деле уже определился с размерами процентной ставки — она будет
фиксированной и составит 12–14%. С банковским сектором параметры
программы уже согласованы».
Сейчас ведущие дилерские сети уже начали
подготовительные процедуры по выстраиванию договоренностей о
сотрудничестве с банками, которые точно будут участвовать в
программе. Речь идет о Сбербанке, Газпромбанке, «Райффайзене»,
«Сосьете Женераль Восток» и других. До начала действия программы
дилерам нужно успеть наладить весь документооборот, чтобы не
потерять время после 1 апреля.
Что касается лимита, на который распространится
программа, то окончательного решения по этому вопросу пока нет.
Представители Ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) настаивают на
1,25 млн руб., а чиновники из Минпромторга намерены оставить ту
цену, которая была в 2013 году — 750 тыс. руб., поскольку программа
рассчитана прежде всего на поддержку отечественного автопрома, а
большая часть его продукции легко укладывается в этот лимит. При
этом, как рассказал «Газете.Ru» представитель одной из крупнейших в
России дилерских сетей, на совещании с рабочей группой также
звучало предложение вообще не вводить ограничение по цене.
При этом в вопросе субсидирования ставки
рефинансирования будущие участники программы согласны даже на
50-процентную компенсацию, хотя в прошлый раз государство возмещало
банкам 75% части ставки рефинансирования ЦБ.
Дату начала программы собеседник издания назвать не смог, но
отметил, что скорее всего она действительно стартует с 1 апреля,
как и заявлял на прошлой неделе президент РОАД Владимир
Моженков.
Стоит отметить, что перечень марок, которые будут включены в
программу, также пока не определен. Льготные условия кредитования в
2013 году распространялись на все автомобили, произведенные в
России. Собеседник «Газеты.Ru» полагает, что в нынешнем варианте
государство утвердит такие же условия.
Информацию источника о деталях введения программы подтвердил
«Газете.Ru» вице-президент РОАД Андрей Петренко.
«Действительно, есть рабочая группа, которая вносит предложения
по условиям, на которых возобновится программа, — говорит Петренко.
—
Да, было выдвинуто предложение установить максимальную цену на
автомобили, которые можно будет приобретать в кредит на льготных
условиях, на уровне 1,25 млн руб., что аргументировалось тотальным
повышением компаниями цен на новые машины.
Но что касается подготовки дилеров — я об этом не слышал. Более
того, тот факт, что Минпромторг не дал никакой официальной
информации, приводит к снижению потока покупателей сейчас — люди
ждут. Понятно, что политика политикой и чиновники хотят выдавать
«хорошую информацию» порционно, но авторынок без поддержки может
вскоре упасть в три раза».
Напомним, что конце февраля этого года президент РОАД Владимр
Моженков заявил, что Минпромторг запустит программу с 1 апреля, а
продлится она в течение второго и третьего кварталов года. Всего,
по словам Моженкова, по программе может быть выдано 200 тыс.
льготных кредитов на срок до трех лет на приобретение автомобилей
стоимостью 1–1,2 млн руб. Однако в Минпромторге тогда не
подтвердили его слова.
Получить оперативный комментарий от представителей Минпромторга
«Газете.Ru» в четверг не удалось.
Аналитик «ИФК Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что
если задача профильного министерства состоит в том, чтобы
поддержать компании, производящие машины в России, то повышать
лимит цен, по которым можно купить автомобиль в кредит на льготных
условиях, не имеет особого смысла. Но если речь идет о том, чтобы
убрать этот лимит вообще, то тогда надо разрешать по программе
покупать машины в том числе и импортного производства. Но смысл
правительственной поддержки в таком случае
теряется.
Эксперт считает, что фиксированная процентная ставка
для банков — правильное решение с точки зрения
потребителя.
«В 2013 году, когда ситуация в банковском секторе
была стабильной, ставку по программе можно было не ограничивать, но
в сегодняшних условиях это просто необходимо,
— поясняет Рожков. — Что касается возмещения
государством банкам части ставки по кредитам, то тут Минпромторг
может выбрать наиболее подходящий вариант. Например, вместо
привязки к ставке рефинансирования ЦБ государство может возвращать
банкам треть ключевой ставки ЦБ. Такие условия могут быть выгодны
всем».
Напомним, что в 2013 году по программе потребителям было выдано
около 280 тыс. льготных кредитов, а государство потратило на это
5,4 млрд руб.
http://www.gazeta.ru/auto/2015/03/12_a_6543677.shtml