Милана Челпанова
РЖД покупает логистическую «дочку» французского автоконцерна PSA
Peugeot Citroen — GEFCO за 800 млн евро. Это первый крупный актив
монополии за рубежом. Но менеджеры РЖД надеются с помощью GEFCO
развивать контейнерные перевозки в России
Вчера PSA Peugeot Citroen объявила о начале «эксклюзивных
переговоров» с РЖД о продаже GEFCO. За 75% акций логистической
компании придется заплатить 800 млн евро. А перед сделкой GEFCO
выплатит PSA дивиденды на 100 млн евро. При этом РЖД обязалась не
менять руководство компании.
Сделку по продаже GEFCO PSA намерена закрыть до конца года,
говорится в материалах PSA. Она уже одобрена на прошлой неделе
советом директоров РЖД и правительством, говорит сотрудник
монополии. Теперь сделка должна быть согласована антимонопольными
ведомствами России и Франции, отмечается в материалах PSA. Помимо
РЖД на GEFCO претендовали Gores Group, Platinum Equity, PAI, а
также консорциум CVC и APE, сообщает «Интерфакс».
GEFCO основана в 1949 г. и занимается транспортировкой
комплектующих и готовых автомобилей PSA Peugeot Citroen и General
Motors всеми видами транспорта. Объем перевозок грузов в 2011 г.
составил 4 млн автомобилей и автокомпонентов. Половина из них была
перевезена автотранспортом, 30% — морем и лишь 20% — железной
дорогой. Парк компании составляет 3500 контейнеров, 3800
вагонов-платформ и 30 судов для перевозки накатных грузов, в том
числе и автомобильной техники. Компания работает в основном в
Западной Европе. По данным «Интерфакса», на этот регион приходится
более 75% ее выручки. PSA продает компанию в рамках программы
избавления от непрофильных активов. В 2012 г. GEFCO заключила
контракт на пять лет с PSA Peugeot Citroen и General Motors.
РЖД предложила за GEFCO существенную премию, констатирует
гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. Он оценивает всю компанию
в 2-3 показателя EBITDA. Таковы мультипликаторы конкурентов —
Panalpina и Kuehne+Nagel. Получается, что вся компания должна
стоить 446-669 млн евро. РЖД же за 75% фактически платит 900 млн
евро, указывает Безбородов.
РЖД давно планирует выйти на европейский рынок, говорит
сотрудник РЖД. Здесь действительно есть достаточно аналогичных
компаний, но продавалась лишь GEFCO, добавляет он. В случае покупки
другого транспортного оператора премия была бы еще выше, уверен
собеседник «Ведомостей».
На покупку GEFCO РЖД в следующем году намерена привлечь кредит с
возможностью его рефинансировать, отмечает представитель монополии.
Банки, готовые финансировать сделку, найдены, говорит он. РЖД может
себе позволить провести гигантскую сделку в кредит. На конец 2011
г. чистый долг компании составлял 189 млрд руб., а его отношение к
показателю EBITDA — всего 0,56 (см. график).
Интерес к французской логистической компании связан с намерением
РЖД создать совместную российско-казахско-белорусскую логистическую
компанию на базе «Трансконтейнера» (монополия хочет внести в нее
50% плюс 1 акция), говорит сотрудник РЖД. Правда, GEFCO передавать
туда не планируется. Но и без этого синергия будет достигнута за
счет того, что у французской компании есть отработанные технологии
по работе с клиентами и доставке грузов, а у СП — мощности в виде
контейнеров, платформ и терминалов, поясняет он. Основные цели
покупки — доля на европейском рынке и технологии транспортировки
грузов, резюмирует другой сотрудник РЖД.
Но судьба трехстороннего логистического СП еще не решена,
напоминает чиновник одного из профильных министерств. Возможно,
правительство не одобрит этот проект. К тому же до сих пор
предполагалось, что РЖД продаст долю в «Трансконтейнере». Теперь
покупку GEFCO монополия наверняка будет использовать как предлог,
чтобы оставить себе долю в «Трансконтейнере», уверен чиновник.
Возможно, правительство согласится включить GEFCO в
«Трансконтейнер», чтобы потом продать стратегу объединенную
компанию, рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Иначе
бы оно просто не разрешило РЖД эту сделку, уверен
он.
Не ясна и судьба самой РЖД. Возможно, монополию обязуют продать
все операторские активы и она останется только инфраструктурной
компанией, полагает один из собеседников «Ведомостей». По поручению
премьер-министра в правительстве создана рабочая группа, которая до
конца октября должна определить стратегию развития РЖД. Пока у
чиновников и менеджеров компании на этот счет разные мнения. «Есть
позиция, ранее определенная, что РЖД должна концентрироваться на
инфраструктурном бизнесе, — рассказывал в интервью “Ведомостям”
первый вице-премьер Аркадий Дворкович. — Есть позиция (президента
компании Владимира) Якунина, что РЖД все-таки должна остаться
логистической компанией, т. е. заниматься и перевозками».
http://www.vedomosti.ru/companies/news/4185751/rzhd_doedet_do_francii