«Уралмаш» объявил об антикризисной
программе
Екатерина Годлевская
Сокращение инвестпрограмм компаний
металлургического сектора ударило и по машиностроителям. Вчера
корпорация «Уралмаш» призналась, что из-за резкого снижения спроса
на горнодобывающее оборудование компания вынуждена сокращать
производство, а также приступить к программе сокращения
расходов.
ЗАО «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» —
СП управляющей компании «Металлоинвест» и ОАО «Объединенные
машиностроительные заводы» (ОМЗ) — один из лидеров российского
рынка оборудования для металлургии, горнодобывающей, нефте- и
газодобывающей промышленности, строительства и энергетики.
Производственные площадки компании находятся в Екатеринбурге
(Уралмашзавод) и Орске (ОРМЕТО-ЮУМЗ). ОМЗ — основной акционер
Уралмашзавода. Ему принадлежит 69,2% акций. За девять месяцев 2008
года завод отгрузил продукции на сумму около 3 млрд руб.
Антикризисная программа Уралмашзавода
предполагает переход на четырехдневную рабочую неделю, сокращение
рабочего дня на два часа, сокращение управленческих и иных затрат.
Как сообщает компания, на работу не будут приниматься новые
сотрудники, за исключением случаев замены уволенных работников.
Планируется сократить расходы на рекламу, ремонт оборудования,
автотранспорт, компенсации за найм жилья и прочие
непроизводственные расходы. Эти меры будут действовать как минимум
до конца года. Причиной введения режима строгой экономии, по данным
Уралмашзавода, стал отказ ряда заказчиков металлургического и
горного оборудования от ранее подписанных контрактов или перенос
сроков их выполнения, что повлекло за собой сокращение денежных
поступлений на завод почти втрое. Так, Северный ГОК на Украине
приостановил действие контракта с «Уралмашем» до четвертого
квартала 2010 года. На заводе отмечают, что в октябре пришел отказ
от оплаты уже готовых экскаваторов, есть неплатежи за уже
отгруженную продукцию. Исключение составляют лишь экспортные
контракты и заказы нефтегазового комплекса, которые теперь стали
приоритетными. Вчера не удалось получить комментарии у
компаний-заказчиков Уралмашзавода относительно объемов сокращенных
заказов предприятию. Отказался от пояснений и основной акционер
завода — ОМЗ.
Эксперты отмечают прогнозируемость
принятых заводом мер и полагают, что вслед за «Уралмашем» о
подобных программах объявят и остальные машиностроители. Так,
Михаил Пак из ИФК «Метрополь», в частности, указывает, что
следующими пострадавшими могут оказаться «Силовые машины». «ОГК и
ТГК, которые должны были стать их основными заказчиками, сейчас
сами сидят без денег: кредиты слишком дороги, а допэмиссия в
настоящих условиях денег не принесет. Да и необходимость введения
новых энергомощностей с учетом сворачивания производства по стране
становится сомнительной», — говорит эксперт. Михаил Лямин
из Банка Москвы добавляет, что «Уралмаш» работает в сфере тяжелого
машиностроения, которое всегда было связано с большими кредитами и
долгим производственным циклом. Ведущий аналитик «Финама» Дмитрий
Баранов полагает, что помощь Уралмашзаводу может оказать
Свердловская область, правительство которой в понедельник уже
озаботилось вопросом кредитования предприятия. По мнению эксперта,
долговая нагрузка завода сейчас невелика, так как кредиты на
развитие брал, похоже, не сам Уралмашзавод, а ОМЗ.