Василий Иллювиев, управляющий компанией
"ВС-оценка":
-- Для развития экономики необходимо устранить
из нее государство. Финансовый кризис показал, что роль государства
значительна, но эта роль должна быть ограничена регулирующей и
стимулирующей функциями. Государство должно выйти из экономики.
Исключением могут быть предприятия, обеспечивающие
обороноспособность нашей страны.
Необходимо продолжение приватизации независимо
от наличия или отсутствия потребности бюджета в деньгах.
Государственные предприятия работают не на собственника, а на
менеджмент, который, не имея долгосрочных гарантий своей
деятельности, вверенное ему предприятие не развивает, а
разворовывает. Переход остатков промышленности в частные руки
позволит этим остаткам выжить и занять свою рыночную нишу. Особенно
важен вопрос приватизации гигантов, которые не только не приносят
доходов, но и выкачивают из государства огромные ресурсы, как прямо
-- через государственное стимулирование собственной
неэффективности, так и косвенно -- через снижение
конкурентоспособности нашей экономики в целом.
Эффективность государства в управлении легко
проследить через ту же самую приватизацию. Проданы тысячи
предприятий -- какой доход принесла интеллектуальная собственность
приватизированных объектов? Что вообще известно про
интеллектуальные наработки, которые существовали на проданных
предприятиях? Так что говорить о скидках или наценках при
приватизации сложно. Лучше просто принять решение о передаче как
можно большего блока государственных предприятий в частные руки.
Что, конечно, встретит огромное сопротивление системы, которая
живет исключительно за счет неэффективности государственного
управления.
Роман Дзугаев, начальник аналитического
отдела ИК БФА:
-- Нельзя не отметить многозначительность
высказывания президента о том, что если ничего не изменится, то
многие из компаний следующий кризис не переживут. Вероятно,
необходимо воспринимать данную мысль Дмитрия Анатольевича как
понимание властями острой проблемы сырьевой ориентации российской
экономики. В данном контексте отметим, что разговоры о
необходимости структурных преобразований в экономике имеют место с
1990-х годов, однако практических шагов или хотя бы обдуманного
плана преобразований так и не появилось.
В 2000-х в условиях дорогой нефти о
необходимости структурных преобразований не вспоминали, пока кризис
не продемонстрировал высокую зависимость российской экономики от
мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары. Вместе с тем, конечно,
необходимо понимать, что данные преобразования долгосрочны:
потребуется не один год, а скорее не одно десятилетие, чтобы
поменять ситуацию коренным образом. Поэтому главное предложение,
которое в данный момент можно адресовать власти,-- уже сейчас
начать выработку практических шагов, необходимых для постепенного
ухода национальной экономики от сырьевой зависимости.
Марк Рубинштейн, заместитель руководителя
аналитического отдела ИФК "Метрополь":
-- Эффективному развитию российской экономики
помимо ее диверсификации способствует развитие банковского сектора.
Будучи основным поставщиком новых займов для экономики, этот
сегмент играет значительно более важную роль для России, чем в
других развитых странах. По статистике, в США за последние пять лет
лишь 20% новых кредитов было предоставлено банковским сектором,
остальные 80% поступили из так называемого теневого финансового
сектора, в который входят пенсионные, страховые, инвестиционные
фонды. В России 90% новых займов поступает именно из банковского
сектора.
Основная проблема финансовых рынков сегодня --
высокие ставки. Замедление темпов инфляции наряду с эффективным
функционированием механизмов кредитно-денежной политики позволит
улучшить положение. Сегодня основным механизмом реализации
монетарной политики в России является управляемый обменный курс
рубля. И тон здесь задает ЦБ.
Мы считаем, что переход от модели управляемого
курса к модели свободного курсообразования является необходимым
шагом на пути дальнейшего развития российской экономики. Повысить
эффективность кредитно-денежной политики позволит развитие рынков
капитала. Нужно стремиться к тому, чтобы они стали более
ликвидными, прозрачными и глубокими. Ключ к выполнению этой задачи
-- в развитии рынков государственных займов. Расширение и
углубление рынка государственных заимствований создаст наиболее
эффективный инструмент для проведения государственной
кредитно-денежной политики.
Марат Шайдаев, первый вице-президент ИК "Сумма
Капитал":
-- Прежде всего необходимо организовать
конструктивный диалог, направленный на укрепление доверия между
обществом и властью. И здесь многое зависит именно от бизнеса,
который, к сожалению, сегодня довольно инертен и не готов
подстраиваться под меняющуюся рыночную конъюнктуру.
Во-вторых, нужно избавиться от пережитков
прошлого -- сырьевой составляющей, слабой конкурентоспособности,
технологической отсталости и неповоротливости нашей промышленности.
При этом стоит понимать, что развитие, модернизация экономики
напрямую зависят от спроса на те же самые инновации, которые
появятся в стране лишь тогда, когда будут востребованы бизнесом.
Сейчас Россия не готова к отказу от сырьевой экономики, поскольку
это повлечет за собой реструктуризацию рынка. Но, не создавая
инновационную инфраструктуру уже сейчас, мы не сможем
модернизировать экономику. Развитие страны не может идти в обход
регионов, где сосредоточены основные ресурсы и потенциал экономики
России.