Чтобы продавать там больше новых
иномарок
Дмитрий Ъ-Беликов
АвтоВАЗ договорился с акционерами ОАО "Азия
авто" о продаже предприятия -- теперь сделку должны одобрить власти
России и Казахстана. Это произойдет в конце сентября, в ходе визита
в страну президента России Дмитрия Медведева. Он предложит
казахской стороне поднять пошлины на импорт подержанных машин,
создав АвтоВАЗу гарантированный рынок сбыта в регионе. В этом
случае АвтоВАЗ приобретет "Азия авто", загрузив его сборкой моделей
Lada, Renault и Nissan.
О том, что руководство АвтоВАЗа договорилось с
акционерами "Азия авто" (дилерской группой "Бипек авто") о продаже
предприятия, "Ъ" рассказали несколько топ-менеджеров завода. По их
словам, сумма сделки составит $70-80 млн, она пройдет в два этапа.
Сначала АвтоВАЗ приобретет 25% "Азия авто", а в течение 1-1,5 лет
нарастит свой пакет до контрольного. Кроме того, АвтоВАЗ
инвестирует еще около $100 млн в расширение мощностей "Азия авто"
до 120 тыс. (сейчас -- 45 тыс.). Сделка должна быть закрыта в
сентябре-октябре. Президент АвтоВАЗа Борис Алешин подтвердил "Ъ",
что в "конце сентября стороны намерены обнародовать рамочное
соглашение о стратегическом сотрудничестве", но от дальнейших
комментариев отказался. Представители "Бипек авто" вчера вечером
были недоступны для комментариев.
Таким образом, АвтоВАЗ покупает свой первый
автосборочный актив. "Азия авто" -- крупнейший автозавод
Казахстана, мощность которого сопоставима с годовым объемом продаж
новых автомобилей в республике (около 50 тыс.). Однако завод
серьезно недозагружен: в 2007 году он выпустил всего 4,4 тыс. машин
(модели Lada, Skoda и Chevrolet). Переговоры о приобретении "Азия
авто" начались в феврале.
Теперь сделка должна быть одобрена на
политическом уровне. По словам собеседников "Ъ", на конец сентября
запланирован визит Дмитрия Медведева в Казахстан, в поездке его
будут сопровождать топ-менеджеры АвтоВАЗа. Господин Медведев
предложит казахской стороне закрыть республиканский авторынок для
импорта подержанных машин. Сейчас их продажи на порядок превышают
продажи новых автомобилей, уточняет эксперт Ernst & Young Иван
Бончев, они достигают 400-450 тыс. машин в год. Президент России
предложит властям Казахстана установить пошлины на импорт старых
машин "на уровне российских" (25%, но не менее €0,45-1 за куб. см
двигателя, в зависимости от его объема), рассказывает один из
собеседников "Ъ". Это одно из ключевых условий сделки с "Бипек
авто", поскольку АвтоВАЗ хотел бы иметь гарантии сбыта своей
продукции в случае покупки "Азия авто". В то же время власти
Казахстана и сами уже работают над обновлением автопарка. С 2008
года в стране введен топливный стандарт "Евро-2", а с лета 2009
года заработает "Евро-3". Кроме того, с 2007 года в Казахстан
полностью запрещен импорт машин с правым рулем, а с начала с 2009
года может быть введен запрет даже на их эксплуатацию.
Если предложение господина Медведева будет
принято, о сделке по покупке "Азия авто" АвтоВАЗ объявит прямо в
ходе визита. Тогда же может быть объявлено, что расширение
мощностей "Азия авто" будет вестись не на деньги АвтоВАЗа, а на
средства Казахстанского банка развития. Конвейер "Азия авто" на
начальном этапе планируется загрузить моделями Lada. Впоследствии
на него встанут модели альянса Renault-Nissan, говорит источник "Ъ"
на заводе.
Иван Бончев называет такую конфигурацию проекта
"интересной". Сейчас общий парк легковых машин Казахстана
составляет 2,3 млн автомобилей, и большинство из них подержанные,
отмечает эксперт. АвтоВАЗ мог бы расширить мощности "Азия авто" и
обеспечить себе объем продаж до 100 тыс. машин в год, соглашается
Михаил Пак из ИФК "Метрополь". Тем более что проект завода
рассчитан не только на Казахстан, но и на рынки Урала, Сибири и
Дальнего Востока, где также есть потенциал для роста продаж,
добавляет аналитик. Сейчас, по оценкам Ernst & Young, продажи
АвтоВАЗа на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке составляют всего
20% его сбыта.