Игорь Чубаха
В борьбе за возврат иностранного
инвестиционного капитала России приходится конкурировать
с целым рядом стран, имеющих более либеральную экономику.
Поневоле приходится либерализоваться и самим. Например,
отказываться от госкорпораций.
Президент РФ Дмитрий Медведев усомнился
в целесообразности госкорпораций. «Я считаю, что
мы в какой-то момент выпустили из-под контроля создание
государственных корпораций, — отметил он, выступая
на встрече с руководством Союза промышленников
и предпринимателей (РСПП). — Это не значит, что
завтра их нужно закрыть, они будут работать. Но в конечном
счете станет вопрос — или акционерное общество или ликвидация
деятельности».
Президент уточнил, что акционироваться будут
госкорпорации, «которые действуют в конкурентной части
экономики», и останутся нетронутыми госкорпорации, «которые
существуют в иной среде, где мы пока не можем
обеспечить нормальные конкурентные начала». При этом некоторые
структуры могут быть ликвидированы вовсе.
Сомнения в пользе госкорпораций для
российской экономики власть высказывает не первый раз. В
частности, в марте текущего года совет по кодификации
и совершенствованию гражданского законодательства
распространил «Концепцию развития законодательства
о юридических лицах», в которой предлагалось подобные
структуры трансформировать в иные формы юридических лиц
и лишить имеющихся у них привилегий и особого
статуса. А 6 августа президент подписал поручение генпрокуратуре
и своему контрольному управлению о комплексной проверке
деятельности госкорпораций. Ответственными лицами были назначены
генпрокурор Юрий Чайка и помощник президента Константин
Чуйченко. Проверка должна быть завершена к 10 ноября.
Особенностью нынешнего «антигоскорпорационного»
заявления Медведева в том, что перед ним звучали столь же
резкие заявления персон из различных ветвей власти. Так, например,
в конце сентября, отвечая на вопрос журналистов, могут ли
госкорпорации стать локомотивом инновационной экономики,
председатель Комитета по промышленной политике Совета
Федерации Валентин Завадников ответил: «Конечно же, нет!». «У вас
либо есть инновационная экономика, либо неинновационная, —
подчеркнул он. — Как раз госкорпорации — это развитие
в тех или иных узких отраслях, поэтому с этой точки
зрения инновация и госкорпорация — это прямо
противоположные вещи».
Выступая на правительственном часе
в Госдуме в начале октября, замглавы Федеральной
антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявил, что
госкорпорации являются опасной формой для экономики России,
поскольку не только являются монополиями, но совмещают
в себе хозяйствующие и властные функции. «К сожалению,
эта форма, казавшаяся нужной и интересной, судя по всему,
не сработала», — уже 19 октября заявил руководитель
Счетной палаты Сергей Степашин.
Поскольку прежде эти персоны, говоря
о госкорпорациях, обходились более мягкими формулировками,
возможно, что опережающая президентское мнение критика носила
инсайдерский характер. Можно предположить, что
«антигоскорпорационная» идея объективно вызрела в высоких
кабинетах, и только критикой власть не ограничится. Таким
образом, ряд госкорпораций действительно будут
трансформированы.
В настоящее время (с юридической точки зрения),
в России функционирует семь госкорпораций —
Внешэкономбанк, «Ростехнологии», Агентство по страхованию
вкладов, «Росатом», «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию
ЖКХ и «Роснано». Но еще три структуры, пусть госкорпорациями
не именуются, выполняют похожие функции: Объединенная
авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная
корпорация и Российские автомобильные дороги («Росавтодор»).
Естественно, после заявления Медведева эксперты сразу принялись
яростно спорить, какая из госкорпораций сохранит статус,
а какая — попадет под «пластическую операцию».
«Дмитрий Медведев полностью поддержал нашу идею
не плодить в конкурентном секторе госкорпорации, —
например, заявил глава РСПП Александр Шохин . — Всерьез
и навсегда может рассматриваться только Банк развития.
Какие-то ГК, как, например, «Роснано», деньги раздадут
и закроются. Но такова уж миссия Чубайса. Другие, например,
«Ростехнологии», необходимо акционировать».
Ряд аналитиков предрекают организационные
перетряски прежде всего Фонду содействия реформированию ЖКХ. Есть
прогнозы, что «Росатом» будет преобразован из корпорации
в административную структуру. Но бросается в глаза другое
— достаточно вялая реакция крупного российского бизнеса
на президентскую инициативу. То есть государственное
разочарование в госкорпорациях крупному бизнесу особо
и не нужно.
Российский бизнес с такими экономическими
реалиями давно свыкся. Например, в Сочи (понятно, что
не без ведома «Олимпстроя») работают стройкомпании многих
известных российских бизнесменов. Так, первый участок дублера
основной сочинской магистрали — Курортного проспекта — будет
строить компания «Тоннельный отряд — 44» ( входящий
в «Трансстрой» Олега Дерипаски). А «РогСибАл» (дочерняя
компания «Базэла» Олега Дерипаски) построит в Сочи главный
медиацентр и гостиницу для представителей МОК.
Критикуя госкорпорации, президент обращался
не к соотечественникам, а к потенциальным западным
инвесторам в рамках общего тренда на некоторую
либерализацию российской экономики.
Напомним, за снижение государственного
вмешательства в экономику в пользу частного
предпринимательства премьер-министр РФ Владимир Путин высказался
в конце сентября на инвестфоруме «Россия зовет». В
частности, премьер пообещал «последовательно продолжать линию
на поощрение частной инициативы, на интеграцию
в мировое хозяйство, на формирование благоприятного
инвестиционного климата». The New York Times даже особо отметила,
что такого «исключительно теплого» отношения к индивидуальным
инвестициям Россия в последние годы не видела. «Будут
привлекать инвесторов — при падении ВВП процентов на 8,
а промышленности — на 10-11, поневоле, знаете,
смягчаешься», — заявил в интервью газете «Собеседнику»
известный критик нынешней власти Михаил Касьянов.
Однако западный капитал и сам
начинает возвращаться в Россию. «Если последние 5 месяцев
мы наблюдаем рост интереса зарубежных игроков к российским
бумагам на биржах, то теперь очередь дошла и до прямых
вложений в экономику», — констатирует замначальника
аналитического отдела ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн. Но, похоже,
нынешних темпов возвращения крайне недостаточно.
«Надеяться на получение солидных сумм можно
будет, по-видимому, когда более явно обозначатся тенденции к выходу
российской экономики из кризиса, а в развитых странах он будет
близок к завершению, следствием чего станет приток капитала
и инвестиций в страны с т.н. «emerging markets»,
включая Россию», — полагает завлабораторией проблем
собственности и корпоративного управления Института экономики
переходного периода Георгий Мальгинов.
То есть, кроме недостаточности притока капитала
присутствует и угроза, что капитал найдет себе применение
в других, также в нем нуждающихся странах, но с
более либеральной экономикой. Поэтому от российской власти
нужны новые декларации и шаги, подтверждающие курс
на либерализацию. И не принесшие больших успехов
отечественной экономике госкорпорации в этой игре вполне
подходят на статус «разменных фигур».