Директору “Камаза” предложили руководить
“АвтоВАЗом”
Глеб Столяров, Юлия Федоринова, Мария
Рожкова
Нынешний руководитель “Камаза” Сергей Когогин думает, не
возглавить ли ему “АвтоВАЗ”. Как стало известно “Ведомостям”, такое
предложение поступило Когогину от его давнего знакомого —
гендиректора ФГУП “Рособоронэкспорт” Сергея Чемезова. Отказать
Чемезову будет трудно, но Когогин осторожничает, считают его
знакомые. “АвтоВАЗ” в 2005 г. произвел
721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. —
132,5 млрд руб., чистая прибыль — 1,4 млрд руб.
Около 65% “АвтоВАЗа” принадлежит его “дочкам” — AVVA, ЦО
“АФК” и ИФК. С декабря 2005 г. предприятие управляется ФГУП
“Рособоронэкспорт”. Этой осенью на “АвтоВАЗе” началась
управленческая реформа. 5 октября внеочередное собрание
акционеров концерна передало функции его гендиректора управляющей
компании “Корпоративный центр “АвтоВАЗ”. Но вопрос о том, кто
возглавит эту компанию, до сих пор открыт. В начале октября как о
практически принятом решении источники на “АвтоВАЗе” рассказывали,
что этот пост займет нынешний председатель совета директоров
компании Владимир Артяков. В его кресло, в свою очередь, должен был
сесть гендиректор ФГУП “Рособоронэкспорт” Сергей Чемезов. Но
Чемезов предпочел бы остаться рядовым членом совета директоров
“АвтоВАЗа” и у Артякова хорошие шансы сохранить свой пост, говорят
теперь источники на “АвтоВАЗе”. Сейчас “Рособоронэкспорт” ищет
нового кандидата на пост гендиректора управляющей компании. Один из
них — нынешний гендиректор “Камаза” Сергей Когогин.
Предложение возглавить Корпоративный центр “АвтоВАЗа” поступило ему
лично от Чемезова, рассказал “Ведомостям” бизнесмен, знакомый с
Когогиным. Но пока Когогин не согласился и взял время подумать,
подтверждает источник, близкий к “АвтоВАЗу”. С самим Когогиным
вчера связаться не удалось. Советнику Когогина Эдуарду Ропницкому о
таком предложении шефу вообще ничего не известно, а представитель
“АвтоВАЗа” от комментариев на эту тему отказался. Когогину в этом
месяце исполнится 49 лет. Он возглавил “Камаз” в 2002 г.,
а до этого работал министром экономики и промышленности Республики
Татарстан. Многие коллеги Когогина полагают, что он один из
совладельцев “Камаза”, а несколько чиновников и менеджеров
автомобильных компаний также считают, что крупный пакет акций этого
предприятия контролируют структуры “Рособоронэкспорта”. Чемезов уже
несколько лет входит в совет директоров “Камаза”. Возможно, потому
и пригласил Когогина, подозревают эксперты.
“Рособоронэкспорт” ищет на пост управленца “АвтоВАЗа”
лояльного человека, а Когогин — один из немногих, кто
совмещает лояльность и опыт работы в автопроме, отмечает аналитик
“Метрополя” Александр Жуков. Переходить на новую работу
Когогину не очень хочется, но отказать Чемезову ему будет трудно,
рассказывает бизнесмен, знакомый с гендиректором “Камаза”. Согласие
стать у руля “АвтоВАЗа”, по его данным, Когогин обусловил
несколькими вещами. Во-первых, его обязанности и сфера
ответственности как гендиректора управляющей компании должны быть
четко прописаны, а во-вторых, он хочет сам набирать управленческую
команду. Как к этим условиям отнеслись в “Рособоронэкспорте”, не
известно, представитель ФГУПа от комментариев воздержался. Но и сам
Когогин скорее всего откажется, уверены в отрасли. Сейчас
“АвтоВАЗ” — проблемное предприятие, а на “Камазе” период
кризиса уже миновал и Когогин хорошо чувствует себя на должности
гендиректора, рассуждает топ-менеджер одной из автомобильных
компаний. С ним соглашается топ-менеджер “Камаза”. “Выводить
"АвтоВАЗ" из кризиса — задача неблагодарная, — говорит
он. — Ее решение зависит не только от менеджерских качеств
человека, который за нее возьмется”. С ними, по мнению
исполнительного директора Объединения автопроизводителей России
Игоря Коровкина, у Когогина все в порядке. Благодаря ему “Камаз”
вышел из кризиса, он грамотно подбирает команду, принимает
взвешенные и продуманные решения, говорит Коровкин. Один из
подчиненных Когогина напоминает, что с его приходом на “Камаз”
завод удвоил производство до 42 000 машин в год,
капитализация компании сейчас составляет $1,2 млрд и она
готова к выходу на международный фондовый рынок. Кроме Когогина
“АвтоВАЗ” неоднократно предлагал руководство производственной
площадкой в Тольятти исполнительному директору ГАЗа Алексею
Баранцеву, но переговоры ничем не закончились. Но то, что
“Рособоронэкспорт” наконец-то начал искать себе управленцев среди
профессионалов в автопроме, хорошо для “АвтоВАЗа”, отмечает
аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Правда, менеджер одной из
компаний, близких к “АвтоВАЗу”, уверен, что если с Когогиным
договориться не получится, то у руля “АвтоВАЗа” вновь станет
кто-нибудь из “Рособоронэкспорта”, а не человек извне.