Группа продала LDV
Алексей Валюгин, Дмитрий Беликов
Группа ГАЗ Олега Дерипаски продала свой британский завод LDV,
выпускающий легкие коммерческие грузовики Maxus, малайзийской
компании Weststar. К сделке подключилось правительство
Великобритании, выделившее LDV кредит на 5 млн фунтов под гарантии
Weststar. Аналитики оценивают контракт в $50 млн, отмечая, что эти
деньги группа направит на развитие собственного продуктового
ряда.
О завершении переговоров по продаже LDV малайзийской компании
Weststar вчера сообщила пресс-служба группы ГАЗ. Weststar входит в
одноименную сингапурскую группу и собирает из машинокомплектов
автомобили Maxus, производимые LDV, и продает их в Юго-Восточной
Азии. Комментировать сумму и другие параметры сделки в группе ГАЗ
не стали, отметив лишь, что по условиям соглашения ГАЗ сохранит за
собой право производства и продажи автомобилей Maxus в России и
странах СНГ и может воспользоваться им «в зависимости от
потребностей рынка». В Weststar сделку не комментировали.
В переговорах участвовало британское правительство: на пополнение
оборотных средств и для завершения процедуры due diligence LDV
получит краткосрочный госкредит в размере 5 млн фунтов под гарантии
Weststar. «Пока сделка по покупке компании не завершена, с нашей
стороны было бы безответственно отказаться от поддержки
предприятия. Данный заем носит разовый характер и не может быть
продлен», — цитирует The Guardian чиновника из министерства
экономики и бизнеса Великобритании Яна Пирсена.
Сделка позволит LDV избежать банкротства: вчера британский суд
должен был рассмотреть заявление завода о введении процедуры
администрирования «из-за неплатежеспособности». В группе ГАЗ
пояснили, что теперь иск может быть отозван.
LDV был первым, и единственным, иностранным активом группы ГАЗ —
она приобрела завод в 2006 году за 22 млн фунтов у инвестфонда Sun
Capital. Тогда группа заявляла, что перенесет сборку Maxus в Нижний
Новгород и что новая «Газель-3» будет разработана на британской
платформе. Однако проект потерпел неудачу: по данным «АСМ
Холдинга», с января по март в России было собрано всего 82 Maxus
(общий объем сборки малотоннажных коммерческих автомобилей — 4,5
тыс.). Сейчас группа ГАЗ в консорциуме с канадской Magna и
Сбербанком ведет переговоры о покупке контрольного пакета немецкого
Opel.
Аналитик ИБ «КИТ Финанс» Артем Лаврищев считает, что группа ГАЗ
должна быть довольна продажей проблемного бирмингемского актива: «С
учетом того, что капитализация большинства автопроизводителей в
связи с кризисом снизилась в несколько раз, LDV мог стоить около
$50 млн. Это ничтожная сумма по сравнению с общей задолженностью
группы, превышающей 40 млрд руб., но ГАЗ избавился от лишней
головной боли». Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак полагает, что
вырученные средства группа ГАЗ, скорее всего, вложит в проблемные
российские предприятия, прежде всего в Горьковский автозавод, а не
в покупку других активов.
Группа ГАЗ действительно намерена развивать свой собственный
продуктовый ряд. Новый коммерческий грузовик «Газель-3» ГАЗ намерен
разработать сам, и быстрее, чем планировалось, — до 2011 года
(ранее назывался 2012 год). «Сейчас, когда продажи даже
дешевых российских коммерческих автомобилей падают, нет смысла
продвигать в России более дорогой импортный продукт», — говорит
Михаил Пак.
Планы Weststar в отношении LDV не раскрываются. По словам источника
„Ъ“, близкого к сделке, «малайзийцы хотят нарастить объем выпуска
Maxus в Бирмингеме до 20 тыс. штук в год» (в 2008 году выпущено
более 11 тыс. автомобилей), то есть загрузить мощности почти на 70%
(завод способен выпускать 30 тыс. Maxus в год). Основной объем
машин должен продаваться в Юго-Восточной Азии.