Наталья Калашникова
Государство уже приняло необходимые пожарные меры для
поддержания финансового рынка, следующие антикризисные шаги -
регулятивного характера. Такой вывод можно сделать из выступлений
участников российского финансового рынка на V федеральном
инвестиционном форуме 18 ноября 2008 г.
Итак, что уже сделано. Радикально снижен норматив обязательного
резервирования с действовавших летом 8,5% до 5%. По словам
заместителя министра экономического развития Анны Поповой, это дало
национальной банковской системе около 370 млрд рублей. 950 млрд
было выдано национальным банкам в виде субординированных кредитов.
50 млрд долларов направляется на рефинансирование кредитов,
выданных российским корпорациям за рубежом. Российским компаниям
предоставлена возможность отсрочки выплаты НДС сроком до 2 месяцев
(это также, по словам замминистра, дало рынку дополнительную
ликвидность в размер до 270 млрд рублей). Увеличена гарантированная
государством сумма страхового возмещения по банковским вкладам.
Для обеспечения контроля за использованием государственных
средств, направляемых на финансовую стабилизацию компаний,
правительство РФ подготовило специальный законопроект. Как
рассказал руководитель департамента финансовой политики Минфина РФ
Алексей Саватюгин, предполагается, что, если закон будет принят, он
вступит в действие с 1 января 2009 г. Согласно законопроекту,
правительство будет ежеквартально в течение ближайших двух лет
отчитываться перед Госдумой за антикризисное расходование средств
как бюджета, так и госкорпораций. "Будет требоваться подробный
отчет, почему средства направляются именно в таком объеме и именно
этим компаниям", - сказал Саватюгин. Законопроект предполагает
также введение дополнительного института кураторов Банка России в
коммерческих банках, которые будут допущены ко всей информации о
расходовании бюджетных средств банками, поддерживающими компании
реального сектора.
Следующий шаг - скорейшее (возможно, уже до конца ноября)
принятие нескольких "антикризисных законов", изменяющих некоторые
регулятивные нормы. "Антикризисный пакет, по которому приняты
решения, включает еще ряд мер, направленных на законодательное
регулирование", - сказала Анна Попова.
В настоящее время разработан законопроект, существенно
упрощающий возможность реализации залогов, а также обосабливающий
залоги из конкурсной массы при банкротстве компаний. Он
ограничивает возможность использования залогового обеспечения для
финансирования текущих платежей по процедуре банкротства и для
отвлечения на иные цели. "То, что обеспечено залогом, должны
получить те кредиторы, которые выдавали кредит, обеспеченный этим
залогом", - пояснила Анна Попова.
Еще один нормативный акт, принятие которого ожидается в самое
ближайшее время - это законопроект, который обеспечивает большую
прозрачность при процедурах банкротства финансовых организаций. Он
регулирует нормы поведения временной администрации при процедурах
банкротства, делает возможным введение временной администрации в
быстрые сроки, что очень важно именно для компаний финансового
сектора.
Следующий законопроект предусматривает упрощение реорганизации
коммерческих банков и предприятий реального сектора. Поправки,
вносимые в Гражданский кодекс, Закон об акционерных обществах и
Закон о банках и банковской деятельности позволят банкам и другим
российским компаниям "более просто осуществлять процедуры слияния и
поглощения компаний", как отметила Попова.
Новое, упрощенное правовое регулирование даст, по мнению
госчиновников и рынка, эффект в среднесрочной перспективе,
поскольку в ближайшие годы, по мнению многих участников форума,
грядет череда реорганизаций и сделок по слияниям и поглощениям.
"Идет укрупнение предприятий, консолидация производств и
финансового бизнеса в руках рачительных собственников", - сказал,
рассуждая о будущем рынка, гендиректор ИФК "Метрополь" Михаил
Слипенчук.
Также в Госдуме находится законопроект, расширяющий перечень
активов, разрешенных для инвестирования средств пенсионных
накоплений. Пенсионные накопления "молчунов", находящиеся под
управлением государственной управляющей компании, будут
инвестироваться также в корпоративные ценные бумаги (корпоративные
облигации). И в государственной УК вводится еще один портфель -
"суперконсервативный, который будет состоять из супернадежных, в
основном государственных ценных бумаг", как описала его Анна
Попова. Он для тех, кто сознательно выбрал этот консервативный
портфель и ВЭБ как управляющую компанию для своих пенсионных
накоплений.
Помимо увеличения объема денежных средств на рынке, это, по
сути, тот долгосрочный ресурс, которого ждет российская финансовая
система. "Реальный фондовый рынок - это рынок институционалов", -
отметил, давая краткую оценку правительственным антикризисным
мерам, генеральный директор "Ренессанс Онлайн" Максим Малетин.
Именно в их недостатке, сказал Малетин (и руководители других
инвесткомпаний, а также бирж, его поддержали) - одна из причин
потери ликвидности российским рынком. Раньше у нас работали
западные фонды, но когда они вышли из рынка, длинных инвесторов
здесь почти не осталось.
Алексей Саватюгин добавил к списку антикризисных мер,
способствующих повышению ликвидности, допуск Банка России к торгам
на бирже (через аукцион прямого РЕПО и РЕПО по фиксированной ставке
по технологиям, отработанным на рынке гособлигаций и внебиржевом
рынке); изменение правил остановки торгов на биржах как один из
моментов готовящегося к принятию закона о бирже и организованной
торговле; законодательное введение такого инфраструктурного звена,
как центральный контрагент, выступающий сторонами по сделкам и
гарантом заключения сделок на организованном рынке при отмене
100%-го преддепонирования денежных средств и ценных бумаг (закон о
клиринге); отмену ограничения выпуска облигаций уставным капиталом
компании (поправки в закон об акционерных обществах), а также
допуск профучастников финансового рынка к рефинансированию ЦБ и
передача Банку России пруденциального надзора за профучастниками
(механизм будет разработан и принят до конца 2008 года).
Эти меры, по словам Саватюгина, должны поддержать на рынке
ликвидность не в узком смысле "наличие денег", а в том, в каком ее
понимают биржевики - большие обороты и высокая активность
инвесторов.
Руководители российских бирж полностью согласны с государством в
отношении способов повышения привлекательности российского рынка
для инвесторов и, следовательно, сосредоточения основного спроса на
бумаги российских эмитентов на отечественных площадках. Сейчас же
площадкой консолидации спроса на наши ценные бумаги является
Лондон. Генеральный директор Фондовой биржи ММВБ Алексей Рыбников
привел следующие данные. Если взять объем торгов на ММВБ и на
лондонской бирже, очищенный от ценовой составляющей, то есть в
натуральных показателях (количество акций), определив за 1
показатели декабря 2007 года, то, поколебавшись в течение года от
0,9 до 1,5, в кризисном октябре показатель составил ту же 1. На
Лондонской бирже в октябре этого года данный показатель дошел до
2,8, то есть количество приобретаемых на LSE акций российских
эмитентов за 10 кризисных месяцев выросло почти втрое, причем,
поколебавшись первые месяцы года, с июня этот показатель стабильно
растет. На ФБ ММВБ он стабильно падает с августа.
Причину Рыбников видит в остановках торгов (по его словам, "с
начала кризиса и до 18 ноября" на ММВБ было 30 остановок).
Инвестор, заводя в наше нестабильное время деньги или ценные бумаги
на биржу, не может быть уверен, что сможет распоряжаться ими и
совершать сделки. Естественно, говорит Рыбников, он уйдет на
стабильно работающую площадку. Председатель правления Фондовой
биржи РТС Роман Горюнов считает, что причина ухода спроса в Лондон
не только в остановках торгов и требовании 100% преддепонирования,
она также в "неработающем корпоративном праве", Роман Горюнов здесь
имеет в виду недавние судебные отмены оферт.
В дополнение к названным представителями госведомств
регулятивным мерам "биржевики" предлагают еще свой список того, что
улучшит ситуацию на российском рынке. Это допуск еврооблигаций
российских эмитентов к обращению внутри страны и налоговое
поощрение инвестиционной активности через снижение ставок налога на
прирост капитала (Рыбников). Это также сальдирование операций
(перенос убытков в другие отчетные периоды), возможность торгов в
вечернее и даже в утреннее время и формирование нового отношения к
риск-менеджменту на фондовом рынке (Горюнов).
Как сказал председатель правления Фондовой биржи РТС, "это
развращающая ситуация - жизнь в постоянно растущем рынке и при
дешевых деньгах", при такой жизни в течение достаточно долгого
времени понятие хеджирования рисков отходит на второй план. В
частности, не думается о грамотном управлении левереджем.
Маржиналка с большим плечом у частных инвесторов, пирамиды в бондах
у банков, по словам Горюнова, - это тот же левередж. Почти
неконтролируемое использование плеча на растущем рынке значительно
увеличивает прибыли и тем самым кружит голову, но на падающем -
многократно увеличивает риски.
Кризис действует на всех отрезвляюще и заставляет выработать
новую систему координат, более приближенную к реальной жизни,
сказал генеральный директор ИГ "АнтантаПиоглобал" Евгений
Коган.
Участники V Федерального инвестиционного форума не обсуждали,
какие результаты, выразимые в числовых параметрах, принесла
денежная господдрежка рынку и какие движения на биржевых графиках
она вызвала. И не строили планов относительно того, как долго
"продлится кризис" и когда он "закончится". Более того, понятие
"окончания кризиса" вообще не присутствует в их мировосприятии.
Кризис не "закончится" в том смысле, как это понимается многими
(сегодня почихали и потемпературили в "красной зоне", а завтра
наступит прежняя благодать).
Можно потушить пожар, заполыхавший в полную силу на российском
рынке после сообщения об отказе ФРС поддерживать Lehman Brothers 15
сентября, которое вдруг открыло всем глаза на то, что "священных
коров" не существует, и вызвало закрытие всех взаимных лимитов. Для
этого и нужны денежные вливания в финансовую систему. А дальше
нужно заново отстраивать рыночное здание с учетом прежних
конструкционных недочетов.
То есть все "меры" (одно из самых популярных слов сейчас),
предлагаемые регуляторами и обсуждаемые рынком - системные. Значит
ли это, что и рынок, и государство оценивают кризис как системный?
Кто знает, возможно, да. А возможно, и нет.
Значительная часть вводимых норм и правил функционирования рынка
не содержит ничего принципиального нового и незнакомого. Часть
"антикризисных мер" еще до "пожара" вошла в концепцию создания
международного финансового центра в Москве. Переток ликвидности в
Лондон, необходимость создания института центрального контрагента и
расширения списка инструментов для инвестирования пенсионных
накоплений, etc. - это вообще постоянные темы обсуждений на большей
части подобных форумов и конференций уже в течение нескольких лет.
Только раньше эти обсуждения были более теоретическими (в стиле
"зачем нам в принципе это надо и где и как это работает"). Что ж,
пока гром не грянет.... Гром грянул, и основная задача сейчас - это
сохранить в принципе российскую финансовую систему (и залог ее
стабильного функционирования - торговую и расчетно-учетную
инфраструктуру) и, воспользовавшись случаем, сделать в ней давно
нужный капитальный ремонт. Чтобы сохранить рынок российских ценных
бумаг у нас в России, как бы пафосно это ни звучало.