/Спецкор. ИТАР-ТАСС Алина Черноиванова/.
Аэропорт Домодедово раскрыл корпоративную структуру, финансовые
показатели и планы развития. Цифры и схема владения указаны в
меморандуме к запланированному размещению бондов на $350 млн.
Встречи с инвесторами менеджмент Домодедово начнет 8 ноября, road
show пройдет в Великобритании, Германии и Швейцарии.
Структура Домодедово
Согласно презентации для инвесторов (есть в
распоряжении ИТАР-ТАСС), кипрский холдинг DME Ltd владеет пятью
офшорами, управляющими всем аэропортовым бизнесом.
Основные активы - недвижимость и земельные
участки - закреплены за кипрской Hacienda Investments Ltd. Еще в
2011 г. Счетная палата называла эту компанию собственником 322
объектов недвижимости аэропорта, включая аэровокзал и
топливозаправочный комплекс.
"Hacienda является холдинговой компанией
основных активов DME, включая пассажирский терминал аэропорта,
который Hacienda сдает в аренду другим операционным дочерним
компаниям в составе группы, - пояснили в четверг в рейтинговом
агентстве Standard & Poor's, присвоив DME Ltd кредитный рейтинг
ВВ+ со стабильным прогнозом. - Поэтому мы полагаем, что Hacienda
имеет статус "ключевой" дочерней компании DME, а ее деятельность в
высокой степени интегрирована в бизнес группы. Кроме того, между
Hacienda и DME существуют значительные внутригрупповые денежные
потоки".
DME Ltd, размещая евробонды, планирует
кредитовать Hacienda Investments Ltd, следует из сообщения Standard
& Poor's.
На кипрской Verulia Investment Ltd - торговые
марки и лицензии. На Sortenia Ventures Ltd, также
зарегистрированной на Кипре, - финансирование и бухгалтерия. Ocean
Fest Development с регистрацией на Британских Виргинских островах
занимается опционами для менеджмента и расчетами по ним.
За Airport Management Company Ltd с острова Мэн
закреплены 16 российских операционных компаний аэропорта.
На пять офшоров приходится 88% всех активов DME
Ltd. Они же обеспечили 102% EBITDA группы за последний год, следует
из материалов DME.
Агентство Fitch, сообщив 6 ноября о присвоении
DME рейтинга на уровне BB+ со стабильным прогнозом, подтвердило,
что единственным акционером компании выступает Дмитрий Каменщик
/ранее об этом сообщала компания. - ред./. Принятие решений в
группе сконцентрировано на нем: "Отсутствие совета директоров -
слабость", - оценили в Fitch.
Риски структуры управления отметили и в S&P,
присвоившем DME Ltd долгосрочный кредитный рейтинг BB+. "Мы
понимаем, что компания только недавно представила совет директоров
и сейчас работает над завершением корпоративной структуры. Мы также
понимаем, что некоторые решения, такие как формирование
топ-менеджмента, осуществляются акционером DME", - указали в
Standard & Poor's.
Экономика Домодедово
В 2012 г. выручка операционных компаний
аэропорта почти не выросла, составив 36,4 млрд руб. (годом ранее -
36,1 млрд руб.). Основная статья доходов - обеспечение и заправка
авиакомпаний топливом (29,6% всей выручки за 2012 г., почти 10,8
млрд руб.), авиационные услуги (обслуживание в терминале, операции
взлет-посадка, обеспечение безопасности) дали 22,5% выручки (почти
8,2 млрд руб.), кейтеринг обеспечил 13,4% доходов, аренда площадей
- 13,1%, обслуживание пассажиров - 12,4%.
Операционные расходы аэропорта увеличились до
25,4 млрд руб. против 24,4 млрд руб. годом ранее. Показатель
скорректированной EBITDA сократился с 13,4 млрд руб. в 2011 г. до
13,2 млрд руб. в 2012 г., маржа - с 37,2% до 36,3%. В 2010 г.
рентабельность бизнеса превышала 39% - при выручке 29,7 млрд руб.
компания получила EBITDA в размере 11,6 млрд руб.
Планы по развитию
В ближайшие пять лет DME, согласно презентации,
направит основные инвестиции на развитие терминалов. В целом, с
2013 по 2023 гг. инвестпрограмма аэропортовых проектов составит
62,43 млрд руб. (из них 47,19 млрд - на строительство
терминалов).
Аэропорт построит три новых очереди терминалов
(в 2014, в 2016 и в 2022 гг.), благодаря чему пропускная
способность достигнет 80 млн человек в год (по итогам 2012 г.
комплекс обслужил 28,2 млн пассажиров). К 2020 г.
планируется построить терминал-сателлит ("чистая зона" для
транзитных пассажиров).
В презентации раскрываются и прогнозы Домодедово
по государственным инвестициям в аэропорт. За 10 лет государство
вложит в инфраструктуру аэропорта почти 112 млрд руб.
К 2022 г. должна появиться третья
взлетно-посадочная полоса /ВПП/ ценой 20,1 млрд руб. До 2016
г. предполагается завершить строительство новой второй
полосы на удалении 300 м от действующей, а старая вторая полоса
станет магистральной рулежной дорожкой (в общей сложности будет
вложено почти 16,5 млрд руб.). Остальные деньги пойдут на
обеспечение транспортной доступности аэропорта - реконструкцию
автодороги от трассы «Дон» М-4 до аэропорта и железнодорожные
проекты.
В итоге за 10 лет, по оценке DME, на развитие
аэропорта будет направлено свыше 170 млрд руб. - частных и
государственных.
Отсрочка от продажи
Домодедово - единственный частный аэропорт
Московского авиаузла, крупнейший по пассажиропотоку в России.
Чиновники неоднократно критиковали аэропорт из-за непрозрачной
структуры собственности.
Летом 2013 г. владельцы аэропорта в очередной
раз за последние три года вели переговоры о продаже актива. Попытку
передать аэропорт лояльным государству структурам курировал лично
президент "Роснефти" Игорь Сечин, говорили источники ИТАР-ТАСС,
знакомые с ходом переговоров. "Был подписан меморандум о
взаимопонимании по продаже актива", - уточнял один из федеральных
чиновников. "Аэропорт оценивается в диапазоне от $4,5 млрд до $4,7
млрд", - добавлял источник на рынке.
Но в итоге "не сошлись в цене", пояснил позднее
высокопоставленный источник в правительстве. "Каменщик будет
развивать аэропорт и дальше", - добавил он.
"Не думаю, что выход на долговой
рынок - явное свидетельство того, что Домодедово не собирается
продаваться, - считает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. - Но
продажа - это вопрос цены. Сейчас рынок не может им предложить
адекватную цену".
Standard & Poor's очень тщательно подходит к
изучению всех рисков, в том числе связанных со структурой
собственности или бенефициарного владения, напоминает
замгендиректора инвесткомпании "Регион" Анатолий Ходоровский.
"Высокий долгосрочный рейтинг - а он
действительно высокий по российским реалиям - может косвенно
свидетельствовать о том, что основные проблемы, связанные со
структурой собственности аэропорта, решены, - добавил Ходоровский.
- Быстрый выход на процедуру размещения долговых бумаг сразу же
после получения рейтинга - лишнее подтверждение".
http://www.itar-tass.com/c16/946797.html