Олег Кузнецов
Как стало известно „Ъ“, крупнейший российский
ритейлер Х5 Retail Group договаривается о покупке ставропольских
сетей «Тройка» и «Семья». По итогам сделки Х5 могут достаться все
принадлежащие им в крае и Карачаево-Черкесии торговые площади — 12
тыс. кв. м, либо часть магазинов, находящихся в Ставрополе и
Невинномысске. До сих пор Х5 не была представлена в Ставропольском
крае, где уже работают ее основные конкуренты, и, по оценке
экспертов, может потратить на вхождение в регион 300—700 млн
руб.
О появлении Х5 Retail Group (сети «Пятерочка»,
«Перекресток», «Карусель») на рынке продуктового ритейла
Ставропольского края „Ъ“ сообщили несколько региональных
дистрибьюторов. По их сведениям, речь идет о приобретении
крупнейшей независимой региональной сети магазинов шаговой
доступности «Тройка» (27 точек в городах Ставропольского края
и Черкесске), а также супермаркетов «Семья» (шесть — в Ставрополе,
по одному — в Невинномысске и Буденновске), принадлежащих тем
же владельцам — региональным предпринимателям. «До сентября в
Ставрополе будут закрыты восемь–десять магазинов „Тройка“ и
несколько супермаркетов „Семья“, некоторые точки уже не работают.
После реконструкции магазины „у дома“ сменят вывески на
„Пятерочку“»,— говорит участник рынка.
В управляющей сетями компании — ООО «Тройка» —
информацию о закрытии магазинов подтвердили. По словам
операционного директора «Тройки» Александра Дьяконова, закрываются
некоторые торговые точки в Ставрополе и Невинномысске, а сама
УК приостанавливает деятельность. «Магазины в других городах края и
Черкесске продолжат работу под прежними вывесками, но управлять ими
будет другая компания»,— сообщил он „Ъ“, отказавшись комментировать
подробности.
В конце августа Федеральная антимонопольная
служба разместила информацию об удовлетворении ходатайства входящей
в Х5 кипрской «Келвин Лимитед» о приобретении 100% акций ЗАО
«Тройка-Активы» (Ставрополь). ЗАО зарегистрировано в июне этого
года, юрадрес компании совпадает с адресом одного из магазинов
«Тройки», одним из ее учредителей был Асхаб Асхабов, он же в базе
СПАРК-Интерфакс указан как основной владелец «Тройки». Указанный в
базе телефон ЗАО вчера не отвечал, и.о. начальника Управления по
связям с общественностью Х5 Retail Group Владимир Русанов
подтвердил интерес ритейлера к приобретению акций ЗАО
«Тройка-Активы», управляющей собственной и арендованной торговой
недвижимостью в Ставропольском крае. «Мы находимся в стадии
переговоров и при необходимости сделаем соответствующие объявления
на рынок в соответствии с правилами листинга Х5»,— сообщил он
„Ъ“. Какой именно недвижимостью управляет «Тройка-Активы», он не
уточнил.
«Тройка» вышла на рынок ритейла в начале 2000-х,
открыв в Ставрополе несколько фирменных магазинов. В 2004–2007
годах компания открывала ежегодно несколько магазинов «у дома», а в
2008 года — первый супермаркет под брендом «Семья». Суммарная
торговая площадь сетей в настоящее время — 12 тыс. кв. м (магазины
«у дома» — по 200–300 кв. м, супермаркеты — 400–800 кв. м).
Ежедневно торговые точки компании посещают более 24,4 тыс.
покупателей (данные с сайта Союза независимых сетей РФ), выручка
ООО «Тройка» за 2011 год — более 1,45 млрд руб.
(СПАРК-Интерфакс).
Поставщики «Тройки» заявляют, что финансовых
проблем у компании не было, по договорам они платили и платят
вовремя. «Информация о том, что обе сети полностью или часть
магазинов собственники готовят к продаже, появилась еще
в прошлом году. Вероятно, им наконец удалось выгодно
договориться и продать бизнес»,— считает участник рынка.
Сделка укладывается и в стратегию развития
Х5 — компания активно покупает региональных продуктовых ритейлеров,
переформатируя их магазины под свои стандарты. Среди планируемых
или закрытых в этом году сделок — сеть «Провиант» в
Ульяновске (10 торговых точек), сети «Экономная семья» и «Мир
Продуктов» в Кировской области (более 20), а также «Ярмарка»
в Березниках (25 магазинов). На рынке Ставропольского края Х5 до
сих пор не присутствовала. В регионе доминирует ее основной
конкурент - «Магнит» (более 300 магазинов у дома и гипермаркетов
в крае, более 50 – в Ставрополе), один ТЦ в Ставрополе у
«О’КЕЙ», в краевом центре и Пятигорске работают ТЦ «Метро».
«Сейчас хороший момент для обеих сторон сделки —
региональным игрокам все труднее выдерживать конкуренцию, а
Х5 может войти на весьма привлекательный с точки зрения
оборота региональный рынок. Оборот розничной торговли на душу
населения в Ставрополе больше, чем в Москве — порядка 300 тыс.
руб./год. По численности населения город небольшой (менее
400 тыс. жителей.— „Ъ“), но в региональный центр за
покупками активно едут жители близлежащих территорий»,— говорит
генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
По словам эксперта, стоимость сделки будет
зависеть от количества торговых точек, а также от интереса
федерального ритейлера к недвижимости в регионе. «Х5 не всегда
покупает вместе в сетью недвижимость, речь может идти о
долгосрочной аренде помещений»,— поясняет господин Федяков.
По оценке Татьяны Елизаровой из ИФК
«Метрополь», Х5 может потратить на вхождение в регион, в
зависимости от количества приобретаемых магазинов, от 300 до 700
млн руб.
http://www.kommersant.ru/doc-y/2011833