Спрос на автомобили диктует
производителям новую стратегию
Михаил Серов
Окупаемость инвестпроектов в автопроме из-за
кризиса уже увеличилась почти вдвое. Дальнейшая неопределенность
заставляет банки осторожнее подходить к финансированию новых
проектов, а самих автопроизводителей — к привлечению больших
займов. Так, Hyundai решил пока не привлекать кредит в размере €250
млн для строительства завода в Петербурге, а осуществлять проект на
собственные средства. Боится вкладывать в строительство завода в
Петербурге и Suzuki. В конце июля у компании истекает срок аренды
ее участка в Шушарах. Продление аренды потребует от Suzuki до €12,5
млн. Потратить эти деньги компания захочет, только если решится
строить свой завод, считают эксперты.
Когда иностранные автоконцерны принимали решение
строить свои заводы в России, они рассчитывали, что эти проекты
окупятся за 3-5 лет, говорит Михаил Пак, аналитик ИФК "Метрополь".
Сейчас, по его словам, возврата инвестиций автопроизводители могут
ожидать не ранее чем через 6-7 лет. Однако и этот
срок может увеличиться, так как на авторынке определенности
по-прежнему нет. При этом реализация ряда проектов, например в
Петербурге, пришлась именно на кризис, и теперь их параметры,
рассчитанные прежде, утратили актуальность. Так, руководство
компании Nissan, открывая в начале июня свой петербургский завод,
призналось, что продуктовый ряд предприятия мог бы быть иным, если
бы в компании могли предугадать текущую экономическую ситуацию. То
же самое касается заводов Toyota и GM, считают эксперты.
Однако, если Toyota завершила строительство своего предприятия еще
до кризиса, GM — в его начале, а Nissan до кризиса сделала основные
инвестиции, то Hyundai и Suzuki стоят перед необходимостью
инвестировать в период всеобщего дефицита ликвидности. И из-за
этого у них возникает ряд проблем.
В апреле этого года в Hyundai сообщили, что ведут переговоры с
рядом российских и иностранных банков о привлечении кредита в
размере €250 млн на строительство завода в Петербурге. Общая
стоимость этого проекта оценивается в $400 млн (примерно €285 млн).
Однако, как сообщил "Ъ" Виктор Васильев, директор по связям с
госорганами "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР), пока компания
решила кредиты не привлекать и планирует строить завод на
собственные средства. При этом директор по связям с общественностью
ХММР Вон Ву Сео пояснил, что в настоящее время процесс получения
долгосрочного кредитования все же идет. Переговоры ведутся с
несколькими банками, в том числе иностранными. "Решение будет
принято в течение этого года", — добавил он.
Российские консультанты иностранных автоконцернов считают, что
Hyundai могли не устроить условия кредитования, которые им
предлагают сейчас российские банки. Михаил Пак, в сою очередь,
отмечает, что банки не готовы давать дешевые кредиты автоконцернам
в условиях неопределенности перспектив их проектов, в частности,
завода Hyundai в Петербурге. Впрочем, Hyundai может позволить себе
строить на свои деньги. В то время как японские, американские и
европейские автопроизводители с начала года несут колоссальные
убытки, у корейцев дела обстоят гораздо лучше. В первом квартале
этого года чистая прибыль Hyundai составила $167 млн (225 млрд
вон). В то же время прибыль ее дочерней Kia Motors за тот же период
достигла самого высокого за последние три года уровня, пишет
"Автостат". За счет снижения курса местной валюты себестоимость
производства оказалась ниже: вне Кореи покупатели платили за авто в
долларах, а со своими поставщиками компонентов и сырья
производитель расплачивался в вонах. А потому, несмотря на то что
объем продаж компании сократился на 5,8%, ее чистая прибыль за
первый квартал достигла $73 млн (97,4 млрд вон).
Впрочем, в России продажи Hyundai, по данным Ассоциации
европейского бизнеса (АЕБ) в январе — мае сократились на 62%.
Однако, в компании постоянно подчеркивают, что основное падение
продаж происходит не за счет импортных авто, а за счет собираемых
на Таганрогском автомобильном заводе (ТагАЗ), который испытывает
финансовые трудности.
Сложнее ситуация обстоит с Suzuki, которая также планирует
построить завод в Петербурге. В компании признаются, что у нее на
это просто нет денег. Брать кредиты там тоже опасаются, так как не
понятно, что будет с продажами Suzuki (и авто в целом) в России и
мире дальше. Только в январе — мае, по данным АЕБ, продажи Suzuki в
России сократились на 62%. Исходя из этого, компания не может
рассчитать, справится ли она с обеспечением заемного
финансирования, если будет принято решение привлекать таковое под
проект в Петербурге. Ранее Suzuki планировала запустить свое
предприятие в городе в 2010 году. Однако сейчас сроки необходимо
корректировать. Ранее в Министерстве экономического развития РФ
сообщали, что Suzuki приостановила действие своего инвестсоглашения
о строительстве завода в России, но окончательно от этих планов не
отказывается. На прошлой неделе глава комитета по инвестициям
Максим Соколов сообщил "Ъ", что его ведомство ждет от Suzuki
официальных документов, в которых компания отразит дальнейшее
видение перспектив своего петербургского проекта.
При этом в КИСП сообщили, что срок аренды участка (50 га) Suzuki в
Шушарах истекает в конце июля. Продление договора аренды еще на год
потребует от компании дополнительных трат. Так, по данным КУГИ,
годовая аренда 1 кв. м городской земли под строительство
промышленного предприятия обходится от €5 до €25. То есть за свой
участок Suzuki придется заплатить от €2,5 млн до €12,5 млн.
Господин Соколов говорит, что японская компания пока не получила
статус стратегического инвестора и поэтому на льготную аренду
претендовать не может. Аналитики считают, что компания пойдет на
продление аренды, только если все же решится строить свой завод в
Петербурге. Если же площадка в Шушарах не будет востребована
Suzuki, для нее можно будет подобрать другого инвестора, сообщил
Максим Соколов.