Дмитрий Беликов, Роман Асанкин
АвтоВАЗу срезают металл "Северсталь" сократит поставки заводу в
четыре раза
Ценовой спор "Северстали" и АвтоВАЗа привел к тому, что
меткомбинат намерен в четыре раза сократить поставки металла на
автозавод. Таким образом, в момент роста авторынка АвтоВАЗ рискует
остаться без основного поставщика металла, что чревато сокращением
его производственной программы. АвтоВАЗ обещает найти альтернативу
поставкам "Северстали" в России, но его второй ключевой поставщик,
Магнитогорский меткомбинат (ММК), уже заявил, что быстро нарастить
поставки в его адрес не сможет.
Вчера президент АвтоВАЗа Игорь Комаров сообщил журналистам, что
завод может вчетверо сократить объем закупок металла у своего
основного поставщика -- меткомбината "Северсталь" (обеспечивает до
60% потребности АвтоВАЗа в прокате). По словам господина Комарова,
уже с апреля-мая АвтоВАЗ намерен начать закупать металл у "других
российских поставщиков", назвать которых он отказался, а
"Северсталь", видимо, будет поставлять лишь "отдельные виды
проката", по которым для АвтоВАЗа является монополистом (какие --
не уточняется).
По его словам, причина сокращения закупок у "Северстали" в том,
что, "несмотря на то что меткомбинат ранее сам попросил АвтоВАЗ о
том, чтобы стать его основным поставщиком, теперь он не может
гарантировать бесперебойность и стабильность поставок". АвтоВАЗ в
результате "попал в серьезную зависимость от "Северстали"", и в
прошлом году "комбинат дважды в одностороннем порядке требовал
повышения цены на металл". Это было летом прошлого года (АвтоВАЗу
тогда была остановлена отгрузка, и он согласился на рост цен), а
также в ноябре -- стороны до сих пор в конфликте и не могут
согласовать контракт на 2011 год (есть лишь временное соглашение до
конца февраля).
На "Северстали" "Ъ" подтвердили намерение сократить объемы
поставок на АвтоВАЗ -- по словам представителей комбината,
обсуждается вариант, при котором комбинат будет отгружать АвтоВАЗу
лишь "ряд позиций (проката.-- "Ъ") с высокой добавленной
стоимостью". Источник "Ъ", близкий к "Северстали", поясняет, что
речь идет о сокращении поставок самого востребованного АвтоВАЗом
продукта -- автолиста (помимо него, "Северсталь" отгружает заводу
горячекатаный прокат и оцинковку). Причем это сокращение будет как
минимум двукратным -- с 200 тыс. тонн в прошлом году до 100-120
тыс. тонн в этом. По словам источников "Ъ", сократить объем
поставок решила сама "Северсталь", потому что для нее отгрузка на
конвейер АвтоВАЗа "уже полтора года нерентабельна и базовые цены на
прокат для АвтоВАЗа где-то на 30% ниже, чем у других российских
автозаводов, притом что российские цены на автолист отстают от
мировых". Высвобождающиеся объемы "Северсталь" намерена
переориентировать на других потребителей.
Речь идет о том, что АвтоВАЗ, который в условиях растущих продаж
автомобилей должен наращивать производственный темп, уже с весны
рискует остаться без основного поставщика металла. Как утверждает
Игорь Комаров, на производственной программе АвтоВАЗа ситуация с
"Северсталью" никак не скажется. Однако в России всего три
комбината работают на автопром -- помимо "Северстали", это ММК и
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). И на ММК вчера уже
заявили "Ъ", что нарастить объемы поставок АвтоВАЗу не смогут
(комбинат уже обеспечивает оставшиеся 40% потребности завода в
металле, и его мощности по автолисту загружены на 100%). В июле
ММК, впрочем, запускает первую очередь нового стана 2000, который в
перспективе будет работать на автопром, но станет ли его
потребителем АвтоВАЗ, неизвестно.
В НЛМК от комментариев отказались. По словам источника "Ъ" на
комбинате, АвтоВАЗ уже начал с ним переговоры о закупках металла,
но чем они закончатся, неизвестно. НЛМК, напомним, уже был
поставщиком АвтоВАЗа, но в 2009 году отказался сотрудничать не
только с ним, но с автозаводами вообще, потому что в кризис они
начали задерживать оплату металла. Понятно, что быстро найти замену
основному поставщику металла крайне трудно, говорит глава
аналитического управления UBS Алексей Морозов, но вопрос еще и в
том, какую цену предложит этот новый поставщик и будет ли она ниже,
чем у "Северстали".
Если сейчас АвтоВАЗ, как он сам заявляет, находится
в зависимости от поставок "Северстали", продолжает Андрей Рожков из
ИФК "Метрополь", то теперь, судя по всему, его производственный
план зависит от позиции НЛМК в переговорах. Импортный лист АвтоВАЗ
брать вряд ли станет, говорят аналитики: если в России
холоднокатаный лист, по данным UBS, вчера стоил $833 за тонну, то
на экспорте (в порту Черного моря) -- $915 за
тонну.