Инга Токманцева
Российские розничные сети присматриваются к возможности работать
на Украине и в Белоруссии.
«Например, Х5 Retail Group уже пыталась купить крупные
украинские сети «Велика кишеня», «АТБ-Маркет», Fozzi group, но не
смогла договориться о цене. Компания может вернуться к своим планам
в первом полугодии 2011 года», - рассказал генеральный директор
информационного агентства INFOline Михаил Бурмистров. Х5 Retail
Group – крупнейший игрок отечественного розничного рынка, развивает
сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель».
По итогам 2009 года, у компании было 2782 магазина (выручка 275,
млр руб.). Рынки Украины и Белоруссии привлекательны для наших
компаний высокой плотностью оборота розничной торговли. По данным
ИА INFOLine, в 2009 году продажи с одного квадратного километра на
Украине составили 2983,2 тыс руб, в Белоруссии - 2980,2 тыс
руб.
Для сравнения: в России этот показатель оценивается в 855,2 тыс
руб (за счет огромных малонаселенных территорий), в Казахстане –
201,1 тыс. руб. Между тем, в Белоруссии сети еще развиты слишком
слабо, поэтому наиболее привлекательным рынком остается Украина. В
этой стране магазины современных форматов контролируют 50%
розничного оборота (в России – 33%).
При этом плотность населения на Украине - 75 чел на кв. км, это
выше, чем в самом густонаселенном Центральном Федеральном округе
России (56,9 чел на тыс. кв. км). Однако товарооборот на душу
населения в странах ближнего зарубежья ниже.
В России на одного человека приходится 1,8 тыс долл., на
Украине – 0,7 тыс долл, в Белоруссии – 1,1 тыс долл.
«Несмотря на то, что рынок Украины очень привлекателен для
российских сетей, в ближайшие два года возможны лишь единичные
сделки, совершенные некоторыми компаниями. Ведь в самой России еще
достаточно места для развития.
Например, еще ни одна сеть не представлена во всех
без исключения федеральных округах», - говорит Татьяна Бобровская,
аналитик ИФК «Метрополь».