Агентство по страхованию вкладов (АСВ) отметило,
что население сильно охладело к кредитным услугам банков за
прошедший год, сообщает "КоммерсантЪ". Доля потребительских
кредитов среди других банковских услуг сократилась на 6%, а
кредитных карт – на 5%. Интерес граждан не потерян лишь к ипотеке.
В Агентстве считают, что такое падение интереса к кредитам связано
с повышением финансовой грамотности людей, а так же с тем, что
после внедрения политики раскрытия эффективных процентных ставок
многих удивили раскрытые банками реальные ставки. Являются ли эти
доводы существенными для аргументации снижения показателей, и какие
еще факторы влияния можно выделить?
Марк Рубинштейн, аналитик банковского
сектора ИФК "Метрополь":
- Действительно по сравнению с 2006
годом в прошлом году произошло замедление темпов развития сектора
розничного кредитования – к сравнению – в 2006 году рост составил
75%, а в 2007 – 57%, что вообще тоже очень неплохой показатель (к
примеру, в странах с развитой экономикой рост составляет 10-12% и
совпадает с ростом доходов населения). И эта разница, на мой
взгляд, объясняется – во-первых, ростом базы при которой высокий
рост сложно поддается определению, во-вторых, увеличивающейся долей
проникновения данного сектора на российском рынке банковских услуг,
то есть происходит насыщение рынка, и, наконец, низким показателем
розничных займов по отношению к ВВП.
Понятно, почему ипотечные кредиты
практически не сдали свои позиции – "квартирный вопрос" всегда
являлся главенствующим при решении рационального использования
личных средств. Что касается реакции на раскрытие эффективной
ставки, то не думаю, что процент отказа некоторых физических лиц от
кредитов по этой причине достаточно высок, чтобы серьезным образом
повлиять на статистические данные. Многими, кстати, это может быть
воспринято как увеличение ставки розничных кредитов, но на деле
вряд ли это произойдет – в данной сфере очень жесткая конкуренция,
высокая маржа, позволяющая иметь доход без увеличения ставок, к
тому же "розница" является хорошим инструментом для привлечения
новых клиентов банка.