Степан Самсонов
Японская Nissan выбрала площадку для
строительства завода в пригороде Санкт-Петербурга. Мощность завода
может составить до 40 тыс. автомобилей в год, а объем инвестиций
достигнет $100–150 млн. Эксперты удивлены тем, что в России Nissan
будет собирать дорогие внедорожники. Администрация Петербурга
предложила компании Nissan несколько вариантов земельных участков
под строительство завода для сборки в России автомобилей. В
результате японский автопроизводитель выбрал участок площадью 100
гектаров в районе железнодорожной станции Горская, примыкающий к
комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений
(дамбе). Основными условиями выбора места размещения производства
являлось наличие развитой логистической инфраструктуры, доступ к
автодорогам и аэропорту. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на
источник, знакомый с ходом переговоров петербургской администрации
и Nissan. По данным источника, не исключено, что на заводе в
Горской будет запущено производство автомобильных марок Pathfinder,
Navara, Murano. При этом на новом предприятии будет создано 2 тыс.
новых рабочих мест. В пресс-службе российского представительства
Nissan отказались давать какие-либо комментарии. Ранее губернатор
Петербурга Валентина Матвиенко говорила, что власти города ведут
переговоры с тремя международными автомобильными компаниями о
строительстве заводов на территории города, а также с некоторыми
компаниями по производству комплектующих для автомобилестроения. В
то же время председатель комитета по инвестициям и стратегическим
проектам Санкт-Петербурга Максим Соколов сообщил «Интерфаксу», что
«никаких официальных решений по выбору площадки для строительства
завода Nissan в Санкт-Петербурге или другом субъекте РФ в настоящий
момент не существует». По мнению экспертов, Nissan действительно
может быть заинтересован в строительстве завода под Петербургом, но
говорить о принятии окончательного решения пока не представляется
возможным. «В Петербурге создается очень удобный «кластер». Это
портовый город, причем транспортная инфраструктура продолжает
развиваться. Здесь уже присутствуют Ford, Toyota, и в скором
времени, возможно, придут поставщики компонентов для Toyota. Вполне
возможно, что Nissan также будет строить здесь свое производство»,
– считает генеральный менеджер по маркетингу группы компаний
«Рольф» Валерий Тараканов. «Интерес к подобному проекту у
Nissan, вероятнее всего, есть. Но пока нельзя сказать точно, было
ли принято окончательное решение», – отмечает Александр Жуков из
ИФК «Метрополь». В случае, если японская Nissan все же приняла
окончательное решение, объем инвестиций в завод под Петербургом
может превысить $100 млн. «Если исходить из того, что число рабочих
мест на новом заводе составит 2 тыс. человек, то в таком случае
объем производства будет на уровне 30–40 тыс. автомобилей в год, а
объем требуемых инвестиций в зависимости от характера производства
может варьироваться в районе $100–150 млн», – считает Александр
Жуков. В то же время эксперты отмечают, что создавать в Петербурге
производство автомобилей под марками Pathfinder, Navara, Murano
нецелесообразно. «Все три упомянутые марки автомобилей Nissan
относятся к внедорожникам, стоимость которых превышает $30 тыс., а
продажи автомобилей такого класса в России не превышают 10 тыс.
штук в год», – считает Александр Жуков. «На своих
российских заводах иностранным автопроизводителям есть смысл
выпускать только массовые модели. Кроме того, законодательство РФ
требует, чтобы в течение достаточно короткого срока 30% компонентов
было локализовано. В случае с дорогими внедорожниками выполнить это
требование будет затруднительно. Поэтому, вероятнее всего, речь
будет идти о недорогом легковом автомобиле. Российский рынок скоро
будет готов поглощать такую продукцию до сотни тысяч штук в год», –
добавил Тараканов.