Колебание курса доллара и переоценка активов не
дали НМТП получить прибыль в 2013 г. Впервые за шесть лет компания
отчиталась об убытке
Милана Челпанова
Новороссийский морской торговый порт (НМТП) в 2013 г. получил
первый убыток за все время публикации отчетности по МСФО (с 2007
г.) — $104,7 млн, сообщила компания. По итогам 2012 г. у компании
была прибыль — $316 млн. Убыток НМТП получил из-за колебания курса
рубля к доллару в 2013 г. (порт потерял на курсовых разницах $125,4
млн) и обесценения активов — Приморского торгового порта (ПТП) и
«Союзфлотпорта», сервисной компании в этом порту (общие потери —
$259,9 млн).
Основная причина переоценки ПТП — задержка
строительства железнодорожной ветки к порту, пишет НМТП в своем
отчете. Это привело к сдвигу начала предполагаемой перевалки нефти
и нефтепродуктов в порту с 2015 на 2017 г. Оценка перевалки нефти
также была снижена, указывает НМТП, но не уточняет, как именно.
Традиционно большая часть выручки НМТП
номинирована в долларах (около 70%). Тариф на все грузы установлен
в долларах, уточнил представитель компании. При этом в долларах
номинирована и основная часть долга НМТП. В 2011 г. НМТП взял $1,9
млрд в Сбербанке для финансирования покупки ПТП. Чистый долг НМТП
на 31 декабря 2013 г. — $1,7 млрд (общий — $2,1 млрд), следует из
отчета. А в 2013 г. рубль ослаб на 7,8% до 32,73 руб./$, сообщила
стивидорная компания.
Отчетность по МСФО готовится на основании
российской, где в качестве валюты отчета используется рубль,
рассказывает источник, близкий к НМТП. Из-за ослабления курса долг
в рублевом выражении вырос к концу года, что было квалифицировано
как потеря от курсовой разницы, объясняет он. НМТП не первый раз
теряет в чистой прибыли из-за колебания курса: в 2011 г. порт
потерял $168 млн. Но вот в 2012 г. НМТП заработал на курсовых
разницах $130,2 млн. НМТП может избежать потерь от
курсовых разниц, только если реструктурирует кредит Сбербанка и
переведет его в рубли, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков. Но пока НМТП договорился со Сбербанком лишь о
новом графике выплат по этому долгу. Прежние договоренности
предусматривали, что выплаты основного долга по этому кредиту
начнутся в 2014 г. По новым договоренностям НМТП выплатит большую
часть кредита ($800 млн) только в I квартале 2018 г.
Снизились в 2013 г. и другие финансовые
показатели НМТП: выручка — на 10,2% до $928,1 млн (в том числе от
стивидорных услуг — на 11% до $735 млн), EBITDA — на 13,7% до
$510,4 млн. Основная причина ухудшения финансовых показателей НМТП
— падение грузооборота порта (на 11,3% до 141 млн т), объясняет
НМТП. В основном за счет сокращения перевалки нефти (на 17% до 91,7
млн т) и зерна (на 49% до 4 млн т). Произошла переориентация части
экспорта российских углеводородов на Восток, сократился экспорт
других сырьевых товаров, передает слова гендиректора Юрия Матвиенко
НМТП в своем сообщении. Но падение в этих сегментах частично
компенсировал рост грузооборота нефтепродуктов — на 25% до 24,2 млн
т.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/655121/nmtp-ostalsya-bez-pribyli#ixzz2xtjaM3f6