Новости
30  Декабря  2004
Ведомости – Самара
Итоги года в Самаре: Год предложенийАвтопром выводит на рынок новые модели, ритейлоры расширяют сети 

Александр Комраков, Глеб Столяров, Евгений Корнилов

 

Главными событиями года в экономике Самарской области стали новые проекты в автопроме: “АвтоВАЗ” начал производство давно обещанной модели “Калина”, а “GM-АвтоВАЗ” — Chevrolet Viva. Розничным рынком региона заинтересовались российские и иностранные ритейлоры: в конце года здесь открыли магазины Metro Cash & Carry, “Рамэнка” и “Пятерочка”.

По прогнозу из бюджетного послания губернатора на 2005 г., в 2004 г. валовой региональный продукт Самарской области возрастет на 7,6%, объем промышленного производства – на 7%, объем инвестиций в основной капитал – на 5,5%. По итогам года ожидается увеличение реальных доходов населения и реальной заработной платы на 12%. 

Автопром предложил новые модели

Главным достижением “АвтоВАЗа” в прошедшем году стал выпуск новой модели “Калина”. Разработка ее началась еще в 1996 г., но лишь 18 ноября началось серийное производство. Общий объем инвестиций в проект составил $630 млн. Машина создана на новой платформе, а не на базе уже выпускаемых моделей. “Калиной” “АвтоВАЗ” открывает новый модельный ряд, полностью обновить линейку в Тольятти обещают к 2007 г.Для “АвтоВАЗа” год стал самым успешным в его новейшей истории и по финансовым показателям. В первом полугодии завод добился рекордных результатов: выручка увеличилась до 75,8 млрд руб. (на 24% выше уровня 2003 г.), EBITDA достигла 9,385 млрд руб. (на 39% выше). При этом объем производства “АвтоВАЗа” возрастает незначительно: в 2004 г. он соберет на 2% больше, чем в 2003 г., — 714 000 автомобилей. По словам аналитика компании “Метрополь” Дениса Нуштаева, в 2004 г. “АвтоВАЗу” удалось сохранить свою долю рынка: “Свою роль сыграли и увеличение платежеспособности населения, и политика "АвтоВАЗа", сделавшего ставку на наиболее востребованные автомобили”. Однако в следующем году, по прогнозам Нуштаева, “АвтоВАЗ” все-таки не удержит свою долю на рынке, поскольку продажи автозавода вырастут на 4-4,5%, а продажи новых импортных автомобилей — на 30-40%. Партнер и сосед тольяттинского автогиганта “GM-АвтоВАЗ” тоже начал выпуск новой модели. Первый серийный Opel Astra российской сборки, получивший название Chevrolet Viva, сошел с конвейера завода 23 сентября. Как и планировалось, в этом году предприятие выпустило 55 150 автомобилей, в основном Chevrolet Niva. Завод добился от правительства таможенных льгот: в 2005 г. режим “свободного склада” позволит “GM-АвтоВАЗу” беспошлинно ввозить комплектующие для 99 000 автомобилей в год. В прошедшем году гендиректор “GM-АвтоВАЗа” Джон Милонас впервые официально заявил о самом амбициозном на сегодня проекте по созданию в Тольятти завода двигателей. По неподтвержденной информации, проект будет стоить около $400-500 млн. Предположительно завод мощностью около 300 000 двигателей и трансмиссий в год будет перевезен в Тольятти из Индии. Но в последний рабочий день перед рождественскими каникулами сам Милонас был отправлен в отставку — по официальной версии, в связи с достижением пенсионного возраста и плановой ротацией кадров в структурах GM. А источники в компании предположили, что на отставку топ-менеджера могли повлиять маркетинговые просчеты, из-за которых у предприятия были временные провалы со сбытом в этом году. Куда менее удачным оказался год для группы “СОК”. Выросший уровень благосостояния населения, вызвавший подъем автомобильного рынка, привел к падению спроса на дешевые автомобили “ИжАвто”. В конце года заводу пришлось дважды останавливать конвейер и пойти на сокращение персонала. Те же проблемы испытал и другой соковский автосборочный завод — “РосЛада”. В начале года “АвтоВАЗ” прекратил поставку машинокомплектов “девятки” в Сызрань, что привело снижению производственного плана “РосЛады” примерно на 75% и увольнению почти половины сотрудников. Правда, в середине года “АвтоВАЗ” все же согласился выделять заводу по 1000 машинокомплектов в месяц. Сейчас “СОК” пытается выйти на рынок с более конкурентоспособной продукцией и в 2004 г. выпустил в Ижевске первую партию автомобилей KIA Spectra. Руководство группы сообщало также о переговорах с рядом ведущих мировых автопроизводителей о сборке других иномарок, но о результатах этих переговоров пока ничего не известно. В уходящем году “СОК” вышел на долговой рынок — предприятия группы объявили о планах привлечь в общей сложности 8,3 млрд руб., в виде кредитной линии Сбербанка на 6 млрд руб. и двух облигационных займов на 1,2 млрд руб. и 1,1 млрд руб. Кредит предназначен для “ИжАвто”, остальные средства пойдут на проект KIA Spectra и на развитие производства автокомпонентов, в том числе для “русских иномарок”.

Тень “ЮКОСа”

Проблемы “СОКа” в этом году были связаны не только с невидимой рукой рынка. Когда группа отмечала свое 10-летие, председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Каданников мрачновато пошутил на торжествах, что год назад 10-летний юбилей отметил и “ЮКОС”. А вскоре в офисах группы были проведены обыски и выемки документов с участием работников прокуратуры и ФСБ. Официальных комментариев ни от “СОКа”, ни от силовых органов так и не последовало, но источники связывали обыски с экспортными поставками соковского завода “Барнаултрансмаш”, выпускающего в том числе продукцию военного назначения. В этом году проблемы с госорганами возникли и у пароходства “Волготанкер”. В конце года стало известно, что предприятие подозревается в уклонении от уплаты налогов на 300 млн руб. Компания давно судится с налоговой службой и еще в 2001 г. добилась через арбитраж возмещения НДС на 370 млн руб. Но две недели назад “Волготанкер” получил от областного УМНС акт налоговой проверки за тот же 2001 г., по которому он должен заплатить в бюджет 715 млн руб. В компании заявляют, что не в состоянии расплатиться, и обратились за помощью к руководству страны. По мнению топ-менеджеров, давление на компанию объясняется тем, что ее ошибочно связывают с “ЮКОСом”. “Дочки” самого “ЮКОСа” тоже пострадали, и в большей степени это коснулось добывающего предприятия “Самаранефтегаз”. Сумма налоговых претензий к нему за 2001-2003 гг. составила 21 млрд руб., имущество и счета компании арестованы судом. Это уже сказалось на объемах нефтедобычи: вместо запланированных на 2004 г. 14 млн т “Самаранефтегаз” добудет около 12,4 млн т — чуть меньше, чем в 2003 г. (12,5 млн т).

Ритейлоры заполняют форматы

Большие перемены произошли в этом году и на региональном розничном рынке. В конце года три крупные ритейлора вышли в регион. Немецкая компания Metro Cash & Carry открыла свой первый гипермаркет в Самаре в начале декабря. Ранее ее руководство объявляло о планах открыть торговый центр и в Тольятти. 23 декабря в “Мегакомплексе на Московском” открылся гипермаркет сети “Рамстор”. Турецкая компания “Рамэнка”, управляющая сетью, намерена в течение двух лет открыть как минимум три магазина в Самаре и один в Тольятти. Второй самарский “Рамстор” откроется в начале 2006 г. в строящемся торговом центре Mega City. А в Тольятти “Рамэнка” ведет переговоры с администрацией города о покупке земельного участка под строительство собственного торгового центра. В конце ноября в Самаре появились и магазины крупнейшей российской сети “Пятерочка”. Пока сеть универсамов экономкласса представлена в регионе лишь тремя магазинами, но, по словам вице-президента “Пятерочки” по региональному развитию Михаила Лапина, в течение трех лет в Самаре и Тольятти планируется открыть 70-90 магазинов. Активная экспансия иногородних сетей не обошлась и без конфликтов. В июне руководство компании “Виктор и Ко Мегакомплекс на Московском” разорвало отношения с сетью “Патэрсон”, мотивируя свои действия тем, что сеть не выполнила ряд условий договора. По версии “Патэрсона”, им предложили подписать новый договор, предусматривающий значительное повышение стоимости аренды. В “Московском” потребовали освободить занимаемые 3300 кв. м до 28 июня, но “Патэрсон” отказался. В начале августа оборудование “Патэрсона” в “Мегакомплексе на Московском” было демонтировано. Выяснение отношений стороны продолжили в судах, которые с переменным успехом продолжаются и по сей день. Взамен закрывшегося универсама в “Московском” “Патэрсон” открыл два супермаркета в Самаре и один в Тольятти. А к 2007 г. компания планирует довести количество магазинов до 10, открыв их также в Сызрани и Новокуйбышевске. Самарский филиал ТД “Перекресток” тоже расширил свою сеть: к гипермаркету в ТЦ “Парк-Хаус” добавились два магазина в Самаре и еще один в Тольятти. В планах компании в ближайшие два года открыть как минимум два новых магазина в Самаре. Самарский филиал ТД “Перекресток” тоже расширил свою сеть: к гипермаркету в ТЦ “Парк-Хаус” добавились два магазина в Самаре и еще один в Тольятти. В планах компании в ближайшие два года открыть как минимум два новых магазина в Самаре.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.