Узбекистан намерен продавать Китаю 10 миллиардов
кубов газа, ранее обещанных России. Официальный Ташкент договорился
с председателем КНР Ху Цзиньтао Рамочное соглашение между
холдинговой компанией "Узбекнефтегаз" и китайской China National
Petroleum Corp (CNPC) о поставках "голубого топлива" подписано в
Ташкенте аккурат 11 июня, когда на юге Кыргызстана вспыхнул
межэтнический конфликт. А когда стало ясно, что временное
правительство не справляется с набирающим обороты кровавым
противостоянием, прозвучал сначала за кулисами, а потом и открыто
вариант с приглашением ОДКБ и/или России, дабы те подсобили с
миротворческими силами. Известно, что Ташкент ни при каких
обстоятельствах не хочет видеть в Ферганской долине российские
войска. Аналитики тут же предположили, что крутой крен в сторону
Поднебесной с сопутствующим газовым аккордом Узбекистан совершил в
качестве предупреждения. Ведь рамочное соглашение с китайцами ни к
чему не обязывает, и, в принципе, даже неясно, будет ли оно
реализовано вообще. Трубная сделка Как пояснил агентству
"Интерфакс" источник в узбекском правительстве, транспортировать
газ из Узбекистана в Китай будут по газопроводу Центральная Азия -
Китай (Туркмения - Китай). CNPC изначально, правда, оговаривала,
что никаких врезов в газопровод Туркмения - Китай на территории
транзитных стран не будет. Узбекская же сторона предлагает китайцам
организовать добычу и транспортировку газа за счет CNPC, а в бюджет
Узбекистана выплачивать роялти. РУз наряду с Туркменистаном
является крупнейшим добытчиком природного газа в Центральной Азии
(ежегодная добыча - 65 миллиардов кубометров газа). В 2009 году,
согласно годовому отчету "Газпрома", "Газпром экспорт" значительно
увеличил закупки в Узбекистане - до 15,4 миллиарда кубометров, что
сделало Ташкент лидером продаж газа в РФ среди стран ЦА. В 2010-м
"Газпром экспорт", согласно действующим контрактам, намерен купить
в Узбекистане 15,5 миллиарда кубометров. Партнерство Ташкента с
Москвой в планах поставки газа вполне устраивало правящую
узбекистанскую элиту во главе с Исламом Каримовым. В январе 2009
года, когда президент России Дмитрий Медведев находился с
официальным визитом в Ташкенте, его узбекский коллега заверил, что
"Узбекистан будет продавать газ России и только ей, а кому дальше
поставляется "голубое топливо" - это в компетенции Москвы". Но
реализации амбициозных планов Ташкента мешает недостаточная
пропускная способность газопровода Средняя Азия - Центр (САЦ), по
которому узбекский газ поступает в Россию. Этот газопровод на
территории РУз потерял свою мощность с 56 до 45 миллиардов
кубометров. Между тем специалисты предлагают модернизировать его и
поднять объемы прокачки до 90 миллиардов кубов. Вот только
переговоры по расширению САЦ были заморожены после взрыва на
газопроводе САЦ-4 на границе Туркменистана и Узбекистана. Впрочем,
похоже, это было лишь предлогом: конъюнктура на газовых рынках ЕС
потребовала от "Газпрома" снизить объемы продаж, и это снижение
произошло в основном за счет сокращения закупок
центральноазиатского газа. "Но и это не единственная
причина охлаждения отношений в сфере энергополитики России и
Узбекистана. Российские компании не хотят инвестировать в добычу
газа в РУз, поскольку Ислам Каримов не заключает долгосрочных
контрактов, а инвестировать в рамках текущих контрактов на закупку
газа довольно рискованно", - заявил российской газете "Взгляд"
эксперт ИФК "Метрополь" Александр Назаров. В
"Газпроме" и ЛУКОЙЛе не комментируют договоренность между
Узбекистаном и Китаем. Об этом сообщает "Коммерсант". "Однако
Ташкент демонстрирует Москве, что его не волнует нынешняя
конъюнктура на газовом рынке Европы. Если РФ и дальше будет тянуть
с увеличением закупок узбекского газа, а также необходимой для
этого модернизацией газотранспортной системы, Узбекистан
переориентируется на Китай. Тем более что Пекин пытается
доминировать на центральноазиатском энергетическом рынке", -
заметил "Интерфаксу" британский исследователь, глава департамента
Лондонского института войны и мира Джон Маклеод. Дави на газ Между
тем мнения аналитиков разделились. Одни считают, что Узбекистан
начал традиционные "заигрывания" с Кремлем и тем самым надавил на
Россию, чтобы войска в зону конфликта на юге Кыргызстана ни РФ, ни
ОДКБ не вводили. Другие считают, что дело вовсе не в сторонней
позиции Москвы по отношению к межэтническим столкновениям в КР
(учитывая, что именно Кремль так открыто поддерживал новую
постпереворотную власть в КР), а в экономической экспансии
Поднебесной в Центральной Азии. Да и не мешало бы Китаю потеснить
США. Нарастающее влияние Америки в регионе очень беспокоит Пекин.
По мнению директора исследовательских программ по России и СНГ
Германского общества внешней политики Александра Рара, озвученному
в газете "Известия", Китай получает в Центральной Азии все
необходимые ему энергоресурсы, урановые рудники и
экспортно-импортные потоки, причем исправно платит за
сотрудничество. Однако Пекин все время натыкается на ловушки,
которые образуются в результате непростых отношений между странами
ЦА. "Многие китайские контракты подписаны на двусторонней основе.
Но сама география их действия связана с многосторонней ситуацией.
Например, газопровод между Туркменистаном и Китаем пролегает через
Казахстан и Узбекистан. Китайско-узбекская железнодорожная ветка
должна пройти через Кыргызстан. Волей-неволей Китаю придется
учитывать всплески недружелюбия между соседями в самом регионе
Центральной Азии", - подчеркивает Александр Рар. Причина в том,
полагают эксперты, что практические вещи часто связаны с политикой,
а также индивидуальными установками каждого руководства,
продиктованными им извне. "Лидеры считают, что их страны в чем-то
превосходят остальных. Они не желают, чтобы эти другие посягали на
их интересы", - отметил Александр Рар. В то же время аналитики
считают, что НАТО уже чувствует на себе эти региональные сложности.
Недавно Узбекистан приостановил железнодорожное снабжение
Таджикистана, заблокировав часть грузов для НАТО в Афганистане.
Между тем Душанбе никогда не имел идеальных отношений с Ташкентом.
Но ситуация еще больше ухудшилась в связи со спорными таджикскими
проектами по строительству ГЭС, которые, по мнению узбекской
стороны, могут привести к дефициту воды в РУз. Джон Маклеод
считает, что подобные инциденты могут привести к срывам китайских
проектов в Центральной Азии. "Мы имеем историю неустойчивых
взаимоотношений и далеко не идеальной кооперации..., где обычный
спор о распределении оплаты транзита между узбеками и казахами
может обостриться..., и чисто денежный вопрос вдруг приобретет
политическую окраску", - говорит эксперт. В то же время приход к
власти в Кыргызстане оппозиции, трансформировавшейся во временное
правительство, и ее намерение строить единственную в своем роде и
неповторимую парламентскую республику с налетом национальных
особенностей заставили понервничать как соседей по региону, так и
Китай с Россией. Чрезмерно демократичный Кыргызстан, периодически
сотрясаемый "цветными революциями", может серьезно подорвать
устоявшиеся основы сотрудничества между странами ЦА и могучими
соседями. Возможно, это одна из причин, почему все государства
заняли выжидательную позицию, наблюдая, чем завершится кровавое
противостояние на юге республики. "При таком раскладе
ни одному из внешних игроков, преследующих в Центральной Азии свои
интересы, не было выгодно вмешиваться в события в Кыргызстане, дабы
не портить отношения с другими ключевыми партнерами - надежными
поставщиками энергоресурсов ЦА", - подчеркнул эксперт ИФК
"Метрополь" Александр Назаров в интервью газете
"Взгляд". Россия - щедрая душа Аналитики склоняются к
мысли, что китайцы пытаются минимизировать риск местных конфликтов
путем предоставления каждой из сторон какой-то реальной выгоды от
совершенных сделок. Это просматривается в случае с соглашением по
туркмено-китайскому газопроводу, которым предусмотрено, что узбеки
тоже могут воспользоваться им для экспорта своего газа. Джон
Маклеод отмечает, что интерес Центральной Азии к сотрудничеству с
Китаем имеет прагматические корни. Ведь только Китай может
вкладывать деньги в проекты, которые коммерчески не дают
немедленной отдачи. Среди них строительство дорог в Таджикистане,
исследование нефтяных и газовых месторождений в Узбекистане. "Вряд
ли другие иностранные инвесторы осмелятся оперировать в странах с
такими сложными условиями. В этом аспекте, - считает британский
исследователь, - правители стран Центральной Азии не задумываются о
большой политике и относятся к Китаю как к инвестиционному банку".
Это ставит Россию как традиционного участника распределения
центральноазиатских богатств в довольно затруднительное положение.
Перед глобальным экономическим кризисом Кремль выделял значительные
средства от продажи газа и нефти на проекты в Центральной Азии.
Кризис сильно ударил по России, предоставив финансово более
защищенному Китаю свободный экономический рычаг в Центральной Азии.
Как утверждает Джон Маклеод, Москва хоть и пытается сохранить
невозмутимость, однако от усиливающегося теплового эффекта в
отношениях между Китаем и странами ЦА "ее лихорадит". "Я думаю,
Москва в некоторой степени смирилась с фактом китайской
экономической экспансии в смысле инвестиций в энергетику и разведку
месторождений в Центральной Азии. Возможно, ей это не нравится, но
она говорит, что абсолютно удовлетворена подобным положением.
Однако это не совсем соответствует действительности, поскольку
российский "Газпром" де-факто контролирует систему трубопроводов
Центральной Азии. Казахстан является независимым импортером нефти,
однако, несмотря на это, Россия сохраняет за собой ключевой голос в
принятии решений в регионе, особенно в случаях турбулентности на
политическом уровне", - уверен Джон Маклеод.