Григорий Васюков
В 2012 году российский авторынок может
засвидетельствовать спад продаж машин в кредит: покупательская
уверенность не будет такой же высокой на фоне кризиса еврозоны и
его возможных последствий для России. Зато наши сограждане станут
покупать больше за наличные и поддержат общий объем продаж на
уровне 2011 года.
Продажи кредитных автомобилей в России снизятся
в 2012 году, прогнозирует целый ряд автомобильных экспертов. Между
тем, общий объем реализованных машин останется на прежнем уровне -
россияне станут покупать больше машин за наличные.
Так, по мнению автодилерской группы "Рольф", это
падение составит с текущих 44% до 35% продаж от общего объема рынка
новых машин. Такое мнение высказала "Ведомостям" главный
управляющий директор розничного подразделения компании Татьяна
Луковецкая.
Основными причинами такой динамики послужат
завершение госпрограммы льготного автокредитования и повышение
ставок в универсальных банках.
Между тем, в 2011 году продажи росли рекордно
быстрыми темпами - по данным комитета автопроизводителей Ассоциации
европейского бизнеса (АЕБ), к концу 2011 года общие продажи новых
легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России приближались к
2,6 млн авто. Изначально прогноз АЕБ был на уровне 2,24 млн машин
по итогам года, затем его увеличили до 2,55 млн.
Ведущий эксперт УК "Финам" Дмитрий Баранов
считает, что в 2012 году такие темпы продаж поддерживаться не
смогут - кредитные авто будут продаваться, но резкого снижения не
произойдет.
"4-6% являются максимально возможным порогом
снижения продаж кредитных машин, и эти прогнозы оправдаются только
в случае реального ухудшения макроэкономической ситуации, когда
банки будут вынуждены ужесточать условия выдачи займов", -
комментирует эксперт.
В сохранение текущих темпов продаж позволяет
верить и позиция автопроизводителей, которые предоставляют
множество программ облегчения доступа к своей продукции.
"Реальное снижение произойдет только в случае
совпадения нескольких факторов - ухудшения экономической ситуации,
достижения рынком точки насыщения спроса и кризиса банковской
системы, но вероятность наступления всех трех факторов в 2012 году
довольно мала - общие продажи машин пока продолжат расти", - уверен
аналитик.
Отметим, что в последний год действия программы
льготного автокредитования (а это и был 2011 год) доля кредитов,
выданных в ее рамках, доросла примерно до трети от общего объема
автомобильных кредитов.
Завершение действия программы, происходящее на
фоне ухудшения банками условий по кредитам, приведет к снижению
доли продаж машин в кредит и стагнации рынка, говорилось ранее в
сообщении Минпромторга.
По данным ведомства, за 2011 год банки выдали
более 263 тыс. субсидируемых автокредитов. Популярность программы
росла постепенно: в 2009 году выдача льготных автокредитов
составила 71,6 тыс., в 2010 году - 165,7 тыс. Лидером по выдаче
льготных кредитов в 2011 году стал Сбербанк (73 тыс. кредитов).
В рамках программы государство субсидировало
банку, выдающему кредит на приобретение автомобиля российской
сборки, часть процентной ставки по кредиту. Субсидия
предоставлялась в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ.
Первоначально получить льготный кредит можно
было на машины ценой до 350 тыс. рублей в трех госбанках, затем к
программе допустили частные банки, а ценовой порог на автомобили
был повышен до 600 тыс. рублей. Под действие программы подпадали
десятки российских и зарубежных (но собранных в России) марок
автомобилей.
"В этом году будут влиять опасения
касательно еврозоны и возможных последствий ее обвала. С этим
учетом продажи машин в кредит действительно сократятся на 130-170
тыс. машин. Однако общий объем продаж останется на прежнем уровне -
вырастут продажи машин за наличные, что компенсирует потери от
снижения доли "кредитомобилей", - поясняет старший аналитик ИФК
"Метрополь" Андрей Рожков.
По прогнозам, в 2012 году на каждую тысячу
россиян придется 250 легковых автомобилей. Автомобилизация в стране
сейчас на уровне европейских стран 35-летней давности. Главный
фактор отставания - отставание отечественной инфраструктуры.
http://www.firstnews.ru/news/business/rossiyane-sokratyat-pokupku-kreditomobiley-/