Пусть будет плюмбум и у нас
В России имеются существенные запасы свинца, и
тем не менее она импортирует его в больших количествах. Изменить
сложившуюся ситуацию трудно: надо строить новые мощности по
выплавке свинца и законодательным порядком стимулировать утилизацию
металла
Иван Рубанов
С производством и потреблением свинца в нашей
стране сложилась парадоксальная ситуация. За последние два года
цены на этот металл выросли вдвое, что вызвало спад в отечественной
аккумуляторной промышленности. Несмотря на благоприятную
конъюнктуру, несмотря на колоссальные запасы этого сырья и
потенциальный спрос, российские заводы практически прекратили
выплавку первичного (произведенного из рудных концентратов) свинца.
Потребности отечественной промышленности обеспечивались "со
стороны" - за счет импорта свинца из Казахстана. Как-то уж очень
просто мы сдали свои "свинцовые" позиции и уступили внутренний
рынок импорту. Что же произошло?
Аутсайдер мировой металлургии
Свинец люди используют уже несколько тысяч лет:
это легкоплавкий и пластичный металл, он легко обрабатывается даже
примитивными инструментами. Но ему все тяжелее конкурировать с
другими цветными металлами, за последнее столетие они потеснили
своего тяжеловесного конкурента как в традиционных областях
использования, так и в новых. Сейчас свинец можно назвать металлом
аккумуляторных батарей (АКБ), именно на них в основном и
расходуется свинец. Использование свинца в АКБ объясняется тем, что
он устойчив к соляной кислоте - основе большинства электролитов.
Однако свинцу непросто удержать даже свои нынешние, весьма скромные
позиции. "Отношения" с человечеством у него складываются не лучшим
образом из-за высокой токсичности: считается, что соли этого
тяжелого металла для здоровья человека опаснее, чем радиация.
Поэтому в развитых странах использование свинца стараются всячески
ограничивать и заменять его другими материалами. Во многих
государствах уже отказались от производства бензина со свинцовыми
присадками, стараются не использовать серый металл и производители
электротехники. Мировой аккумуляторный рынок рос и, как
прогнозируется, будет расти в основном за счет элементов питания,
не содержащих свинец. На фоне других металлов свинец уже выглядит
явным аутсайдером: за последние 40 лет его первичная выплавка
сократилась - это исключительный случай для металлургии, которая
динамично развивается.
Образцовый утиль мировой индустрии
Технологию производства свинца отличает высокая
экологическая опасность, причем опасны все стадии производства:
вреден не сам кусковой металл, а свинцовая пыль, и пары свинца.
Свинецсодержащие месторождения есть во многих странах мира, но
чисто свинцовые руды встречаются очень редко. Металл в основном
добывается из свинцово-цинковых руд, в которых обычно больше цинка,
или из полиметаллических руд с высоким содержанием меди и других
металлов. Свинец обычно оказывается в руде лишь довеском к другим
металлам и при определенных обстоятельствах (например, при
неблагоприятной ценовой конъюнктуре) вообще из руды может не
извлекаться. В концентрате, вырабатываемом ГОКами, содержится
40-70% свинца. Этот концентрат поставляется на металлургические
предприятия, где в ходе черновой плавки расходуется большое
количество кокса (около 200 кг на тонну свинца). Впрочем, и рудный
концентрат уже утратил свои позиции главного сырья для выплавки
свинца. Почти половина всего свинца в мире теперь производится из
вторсырья - из содержащего свинец лома (в основном это
использованные АКБ) или из промышленных отходов. В развитых странах
из вторсырья и вовсе выплавляют основную часть серого металла.
Утилизация содержащих свинец материалов там не просто поощряется, а
носит почти что обязательный характер; благодаря различным
законодательным нормам подавляющая часть свинцового утиля вновь
вовлекается в хозяйственный оборот. В силу этого страны-крупнейшие
потребители свинца одновременно становятся и крупнейшими его
производителями. Первичный же металл выплавляется в основном в тех
государствах, где есть большие запасы руды, - возить концентрат на
дальние расстояния не очень выгодно. И хотя в последние годы спрос
на свинец увеличивался за счет развития мирового автопрома и за
счет стремительного роста всей экономики Китая, тем не менее цены
на этот металл в реальном выражении далеки от своих исторических
максимумов .
Свинец, который мы потеряли
России, казалось бы, самой судьбой
предопределено было стать крупным производителем и экспортером
свинца. По разведанным запасам этого металла наша страна находится
на 4-м месте в мире, чуть-чуть уступая тройке лидеров. Да, запасы
металла у нас огромные, а вот свинцовая промышленность попросту
отсутствует. Концентрат производится в мизерных количествах и почти
весь идет на экспорт. И все это происходит на фоне масштабного
импорта свинца из Казахстана. До последнего времени выплавка
первичного свинца из концентратов у нас в небольших количествах
велась только на одном свинцовом заводе, принадлежащем ГМК
"Дальполиметалл". Тот же "Дальполиметалл" обеспечивал еще и 80%
всего российского производства концентратов. Однако недавно и эта
компания заявила, что собирается прекратить выплавку первичного
металла. Как отмечают сотрудник ИЦ "Минерал" Алексей Натаров и
гендиректор "Рязцветмета" Анатолий Гайданский, сложившая ситуация -
наследие советских времен. Тогда свинцовую промышленность развивали
на базе казахстанских месторождений, и к началу 90-х годов почти
все активы по добыче руды, производству концентрата и выплавке
металла оказались за пределами России. Нам же остался лишь один
завод полного цикла, способный перерабатывать концентраты, -
кавказский "Электроцинк" и практически нетронутые рудные запасы.
Действительно, из 413 тыс. тонн свинца, выплавленного в СССР в 1990
году, собственно на Россию пришлось только 44 тыс. тонн, что
покрывало лишь седьмую часть всех потребностей крупнейшей советской
республики; 90% металла выплавлялось в Казахстане. Понятное дело,
что в 90-е годы на фоне спада внутреннего потребления свинца
создавать новые активы, рассчитанные на внутрироссийский спрос, а
не экспорт, никто не собирался. Из-за проблем с рудной базой был
закрыт свинцово-цинковый завод в Кемеровской области. Связи между
добывающими и металлургическими предприятиями были разрушены из-за
их территориальной разобщенности: почти все месторождения были в
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а металлургические заводы -
в европейской части России. Если в советские времена могли себе
позволить возить концентрат через всю страну - без оглядки на
себестоимость, то в условиях рынка такие поставки, естественно,
нерентабельны. И добывающие компании стали налаживать связи с куда
более близкими азиатскими странами. К тому же те предлагали за
концентрат мировую цену. В последнее время благодаря стремительному
росту экономики Китая и его быстрой автомобилизации страна
настолько резко нарастила производство свинца, что из крупного
экспортера свинцовых концентратов превратилась в его
нетто-импортера. За первые три месяца текущего года китайский
импорт вырос в полтора раза - до 213 тыс. тонн. Теоретически
проблемы, связанные с российским "территориальным разрывом", можно
было бы решить, построив плавильные производства на востоке страны
- рядом с сырьевой базой. Однако нашим бизнесменам это не очень
интересно. Как поясняют в "Дальполиметалле", себестоимость
первичной плавки у нас вдвое выше, чем в среднем в мире, в первую
очередь из-за крайне дорогого кокса. Но тот же кокс недешев и в
соседнем Китае - они ведь для его производства закупают у нас
угольный концентрат. Вероятно, главная причина непривлекательности
выплавки свинца из руды иная - ведь до последнего времени экспорт
лома цветных металлов у нас был запрещен, а таможенные пошлины на
поставляемый концентрат были невелики. В результате, как отмечает
Анатолий Гайданский, внутри страны вторсырье оказалось более
дешевым, а потому и более предпочтительным для производителей
свинца сырьем. Коль скоро у горняков и металлургов дружба не
задалась, вертикальные связи можно было развивать в другой части
производственной цепочки: логично, чтобы плавильные заводы работали
в тесном контакте с аккумуляторщиками. Однако и с этим дело
поначалу не заладилось. Впрочем, пока цены на свинец были
беспрецедентно низкими, проблемы разобщенности нашей свинцовой
промышленности никого особо не волновали. Ситуация изменилась в
последние полтора года. Основным преимуществом отечественных
аккумуляторов перед импортными аналогами всегда была цена (наши
производители работают в нижнем и среднем ценовом сегменте) -
двукратный рост стоимости свинцовых сплавов крайне негативно
отразился на отечественных предприятиях. Рост аккумуляторной
отрасли, продолжавшийся шесть лет, сменился спадом. Аккумуляторщики
дружно заговорили о вертикальной интеграции; на рынке возникла идея
схемы "два в одном", что предполагает объединение аккумуляторщиков
с сырьевым комбинатом. И уже два крупнейших производителя АКБ -
"АкТех" и Тюменский аккумуляторный завод - объединились и вложились
в строительство завода по выплавке свинца из лома, который будет
запущен в Свирске в этом году. Однако элементарная логика
подсказывает, что за счет одной лишь переработки вторсырья проблему
дефицита свинца и развития аккумуляторной промышленности не решить.
В стране должен быть источник первичного металла.
Последняя попытка?
Витавшую в воздухе идею объединить активы
свинцовой индустрии в 2001 году начали совместно реализовывать
компании "Метрополь" и Power International. Они создали холдинг
"Русские аккумуляторы", куда вошли Курский, Подольский, Смоленский
и Саратовский аккумуляторные заводы, обеспечивающие более 30%
российского производства АКБ. Позже были заключены партнерские
отношения с производителем свинца из вторсырья - компанией
"Рязцветмет". Однако мощности "Рязцветмета" не могли удовлетворить
потребности холдинга даже, из-за роста цен на свинец принадлежащие
"Метрополю" аккумуляторные заводы в 2004 году снизили производство
сразу на 22%. Двукратный рост цен на свинец окончательно убедил
"Метрополь" в решении обзавестись собственной сырьевой базой. В
2004 году несколько "дочек" компании стали победителями аукционов и
конкурсов, получив лицензии на освоение свинцово-цинковых
месторождений. Так под контролем "Метрополя" оказалась почти
половина российских запасов этого металла. Как сообщил нам
президент "Метрополя" Михаил Слипенчук, в настоящее время ведется
разработка предварительного ТЭО строительства ГОКа на Озерном
месторождении, начать разрабатывать которое компания должна до 2007
года. Возможно, что рядом с ГОКом будет построен металлургический
завод, где будет перерабатываться в свинец весь получаемый
концентрат. Впрочем, как отметили в компании, с метзаводом еще не
решено - судьба его будет зависеть как от цен на свинец, так и от
результатов урегулирования энергетических и экологических вопросов.
Если же компания ограничится лишь производством концентрата, то
пойдет он, похоже, не на отдаленные "Электроцинк" или "Рязцветмет"
(кстати, для работы с концентратом его необходимо коренным образом
еще и переоборудовать), а на куда более близкие китайские и
казахстанские заводы. В пользу этого говорит и то, что "Метрополь"
уже заключил соглашение о сотрудничестве с несколькими крупными
китайскими горнодобывающими компаниями, которые, похоже, будут
участвовать в строительстве Озерного ГОКа. Планы по производству
концентрата и плавке первичного свинца есть и у другого крупного
игрока рынка цветной металлургии - УГМК. Однако, как отмечает
Алексей Натаров, месторождения Урала и Кавказа невелики и зачастую
сильно выработаны, так что выплавка первичного металла на
принадлежащих компании "Уралэлектромеди" и "Электроцинке" вряд ли
будет значительной. Наконец, стоит помнить еще об одном нашем
резерве - о переработке вторсырья. До последнего времени у нас
утилизировалось лишь 20-30% старых аккумуляторов, в то время как
средний по миру показатель - 50, а в развитых странах он близок к
100%. Ежегодно мы теряем почти 100 тыс. тонн свинца - больше, чем
его выплавляется сейчас на всех российских предприятиях вместе
взятых. Организация эффективной переработки аккумуляторов не
требует больших инвестиций, трудности тут вызваны отсутствием
законодательной базы. В развитых странах потребители при покупке
нового аккумулятора обязаны сдать продавцу старый либо заплатить за
новый существенно дороже. У нас же пока нет ни такой практики, ни
подобного законодательства.