Пакет, от которого хочет избавиться
нефтетранспортная компания, стоит на бирже 35 млрд рублей
Президент «Транснефти» Николай Токарев обратился
к президенту Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность
выхода монополии из Новороссийского торгового порта (НМТП),
рассказал «Ведомостям» источник, близкий к акционеру порта.
Президент поручил проработать вопрос первому вице-премьеру Игорю
Шувалову, а тот передал его в Минтранс, Минэкономразвития и
Минэнерго. Представитель «Транснефти» комментировать служебную
переписку не стал.
Представитель Минтранса подтвердил, что
министерство получило поручение, уточнив, что вопрос
прорабатывается. Источник в Минэкономразвития также подтвердил
получение письма. Человек, знакомый с акционерами НМТП, знает, что
Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ) поручено найти инвестора
на пакет «Транснефти». Представитель РФПИ от комментариев
отказался.
Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и
«Транснефть» на паритетных началах владеют 50,1% акций НМТП через
Novoport Holding Ltd. «Транснефть» также контролирует 10,5% акций
НМТП. Росимуществу принадлежит 20% акций, которые планируется
приватизировать, структурам РЖД — 5,3%.
На Московской бирже НМТП сегодня прибавил в цене
3,85%, подорожав до 98,89 млрд руб. Индекс ММВБ снизился на 0,69%.
Акции НМТП растут продолжительное время, аналитик ИФК «Метрополь»
Андрей Рожков не исключает того, что бумаги растут на ожиданиях
сделки.
Почему «Транснефть» готова продать акции,
неясно. На Московской бирже 35,55% НМТП стоят 35 млрд руб. Еще
летом Токарев рассказывал, что Росимущество предлагало «Транснефти»
обменять принадлежащие ей железнодорожные объекты на станции
Грузовая, расположенной в порту Козьмино, на 5,3% акций НМТП,
которыми владеет РЖД. А пару лет назад обсуждалась возможность
вовсе передать «Транснефти» в управление госпакет НМТП.
Государство может отказаться от «золотых
акций»
Последние годы «Транснефть» считала НМТП
профильным активом, который хорошо вписывался в ее
бизнес-структуру, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Планируя продать пакет в компании, «Транснефть» отходит от своей
стратегии, что выглядит несколько странно, считает Рожков. Это
может быть связано с торможением разделения компании на бизнесы по
перевалке наливных и прочих грузов, добавляет он.
Чистый долг «Транснефти» на конец июня – 329,8
млрд руб., отношение к EBITDA – 0,9. Около 85% - это валютный долг:
в 2009 г. компания взяла кредит у China Development Bank. Согласно
отчету по РСБУ за II квартал 2016 г. «Транснефть» должна погасить
$8,6 млрд. Долгосрочная инвестпрограмма компании на 2014-2020 г.
составляет около 2 трлн руб. При текущей капитализации НМТП порядка
100 млрд руб. «Транснефть» не получит за пакет больше 50 млрд руб.
Покупателем может быть структура, дружественная «Транснефти», -
тогда компания не потеряет свое влияние на этот порт в долгосрочной
перспективе.
Группа НМТП - крупнейший российский портовый
оператор по объему грузооборота и крупнейший нефтяной порт.
«Транснефть» и «Сумма» выкупили 50,1% порта у Kaldina Ltd. -
структуры Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра
Скоробогатько. Пакет был оценен в $2,5 млрд, на 80% выше рынка,
рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к покупателям. Но
чистые затраты покупателей были невелики – около $350 млн: накануне
совместная компания Магомедова и «Транснефти» – кипрская Omirico
Ltd. - продала самому НМТП другой порт, Приморский. Сумма этой
сделки объявлялась еще в октябре – $2,153 млрд.
Спустя несколько лет отношения партнеров
разладились, и они даже обсуждали раздел активов: госкомпания
должна получить нефтеналивные терминалы, «Сумма» - сухогрузные. Но
год назад первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин
говорил, что вопрос снят с повестки.
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/09/26/658538-nmtp-podozhal