Пять лет назад отказав Абрамовичу, учредители
нашли нового покупателя
Оксана Луткова
Крупнейшая на Урале торговая сеть «Купец» ведет
переговоры о продаже. Условия покупки «Купца» и цена пока не
разглашаются. Участники рынка уверены, что тайна сохранится вплоть
до завершения сделки. Об этом «URA.Ru» рассказали сразу несколько
участников рынка, которые утверждают, что акционеры компании решили
вложить средства в другой бизнес. Рассказ Олега Хабибуллина о том,
как его долю хотел купить Роман Абрамович, о том, кого сейчас
прочат в покупатели, почему в очереди на продажу стоят и другие
крупные торговые сети Урала - «Кировский» и «Монетка» - в материале
«URA.Ru». Официального подтверждения переговоров о продаже торговой
сети «Купец» найти не удалось. Но, по словам участников рынка,
которые рассказали о планах руководства «Купца», вряд ли
обнародование этого события возможно до заключения сделки. Тем
более что переговоры пока не вошли в завершающую стадию. Отметим,
что, по информации на официальном сайте ритейлера, «Купец»
объединяет 58 магазинов разного формата – от небольших магазинов «у
дома» до торговых центров. До недавнего времени «Купец» был лидером
в своем секторе на территории Урала. Однако сейчас по количеству
торговых учреждений его опережает другая сеть - «Монетка», которая
на сегодняшний день объединяет 99 магазинов, при этом имеет более
широкую географию присутствия в регионах Уральского федерального
округа. По насыщенности торговыми объектами в Екатеринбурге «Купец»
сохраняет лидерство. Помимо этого, магазины ТС работают в городах
Свердловской области, Кургане, Оренбурге. По словам участников
рынка, владельцы «Купца» (называют трех акционеров: основателей
сети Олега Хабибуллина и Олега Хана, а также генерального директора
ТС Олега Сотникова) решили вложить средства в другой бизнес. Все
участники рынка ждут глобализации и в итоге поглощения местных
игроков, которые до сих пор, несмотря на интервенцию не только
федеральных, но и транснациональных компаний занимают лидирующие
позиции на рынке региона. Но приход в Екатеринбург Auсhan (добавим,
что полторы недели назад в областном центре также открылся магазин
еще одного крупного игрока - Рамстор) все же забрал долю
покупателей у местных ритейлеров. И хотя отток клиентов не
стал катастрофическим, очевидно, что с укреплением позиций
федеральных игроков доля региональных ритейлеров постепенно будет
сокращаться. Поэтому, по некоторым данным, продать бизнес готовы не
только акционеры «Купца», но и владельцы двух других крупнейших
сетей - «Кировского» и «Монетки». «Они хотели бы продаться, может
быть, даже сильнее, чем «Купец». И, возможно, даже раньше начали
предпринимать такие попытки, но пока и они договоренностей не
достигли», - рассказал один из участников рынка. По его словам,
амбициозный владелец «Кировского» Игорь Ковпак выдвигает непомерные
ценовые условия. «Монетка» несколько лет назад вела переговоры с
торговой сетью «Копейка», но сделка не состоялась, потому что
акционеры «Копейки» вдруг решили сами частично продать бизнес. «Для
меня это новость. Я впервые слышу о переговорах по продаже, потому
что более не участвую в работе ТС – не являюсь ни ее акционером, ни
ее учредителем», - заявил «URA.Ru» один из основателей компании
Олег Хабибуллин. Участники рынка все же склонны считать, что это не
так и Олег Хабибуллин до сих пор имеет отношение к работе «Купца»,
но, возможно, владеет собственностью не напрямую, а через третье
лицо. По словам Олега Хабибуллина, он продал свой пакет другим
акционерам еще в конце позапрошлого года, но назвать покупателей
отказался, заявив, что они все равно не расскажут о новых
предпродажных переговорах, если таковые ведутся. Олег Хабибуллин
считает, что эта информация может быть всего лишь слухом. По его
словам, в 2001 году Millhouse Capital предлагала инвестировать
средства в торговую сеть, но это предложение не стали
рассматривать, решив развиваться самостоятельно. В свое время также
поступало предложение от «Пятерочки». Кстати, «Пятерочку»
большинство из опрошенных экспертов считают наиболее
заинтересованной структурой в покупке сети магазинов на Среднем
Урале. Известный федеральный ритейлер пытался сначала развиваться,
продавая франшизу, затем самостоятельно, но так и не смог занять
серьезную долю рынка в регионе. Известно, что в планах «Пятерочки»
- открытие в ближайшее время трех десятков магазинов в
Екатеринбурге (также и под брэндом «Перекресток»). Среди возможных
покупателей называют «Мосмарт», который в 2007 году планирует
открыть в России 80 магазинов. Этот ритейлер уже открыл 4 магазина
в Челябинске и 1 в Тюмени. Представитель «Мосмарта» Наталья Оразова
подтвердила, что компания хотела бы развивать бизнес, в том числе и
в Екатеринбурге, но это вопрос стратегический, а не ближайших
месяцев. По ее словам, если переговоры о покупке местной сети и
ведутся, то о них расскажут лишь после заключения сделки. Аналитик
компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Боровская отмечает, что в
последнее время на потребительском рынке действительно отмечена
тенденция – стремление крупных сетей из центральной части России на
Урал. В итоге, либо они покупают местные торговые сети, либо
региональные сети объединяются, консолидируются, пытаясь
противостоять крупным игрокам. По словам Татьяны Боровской, помимо
«Пятерочки» о своей заинтересованности в региональном развитии
заявили ТД «Копейка» (неизвестно, не возобновит ли она переговоры с
«Монеткой») и сеть «Магнит». Другие эксперты среди возможных
покупателей называют сеть «7 континент». Помимо этого, участники
рынка обращают внимание на недавнее заявление сети второго по
величине ритейлера в мире – французской Carrefour groupe. В статье
в Financial Times на прошлой неделе сообщалось, что Carrefour
планирует сделать акцент на развитии магазинов в быстрорастущих
городах по всей России, а не в Москве или Санкт-Петербурге. В
этой связи одним из предположений можно было бы выдвинуть и
иностранного покупателя на роль участника переговоров с «Купцом».
Но аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Красноперов считает это
маловероятным. Все-таки для начала такому крупному игроку было бы
лучше приобрести сеть в столице, в качестве плацдарма для
наступления по всей России. Эту версию опровергают и
сообщения из Тюмени, которая, напомним, претендует на то, чтобы
здесь появился первый в России торговый комплекс Carrefour. Как
отметил источник, недавно на имя генерального консула России в
Марселе Олега Чудинова был отправлен запрос с просьбой предоставить
трем высокопоставленным представителям компании (во главе с
генеральным директором) долгосрочную рабочую визу в Россию, чтобы
компания могла непосредственно начать работу в регионе. В Тюмени
говорят, что во время предыдущего общения представители Carrefour
рассказали, что предпочитают начинать бизнес с нуля и
самостоятельно возводить торговые центры, а не покупать готовые
сети. Участники рынка схожи во мнении, что в сегодняшней ситуации
вполне реально и покупателю, и продавцу найти компромисс и
договориться о сделке, поскольку потребительский сектор в России
считается одним из самых интересных с точки зрения развития в
ближайшее время. Но, вместе с тем, если «Купец» первым реализует
продажные планы, то его конкурентам будет сложнее продать бизнес за
устраивающую их цену. Поскольку после прихода нового игрока
ситуация на рынке может резко измениться.