"Копейка" не хочет класть все акции в один
портфель
Параллельно с подготовкой к IPO компания ищет
стратегического инвестора розничная торговля
СЕРГЕЙ Ъ-КАНУННИКОВ
Как стало известно Ъ, розничная сеть "Копейка",
один из крупнейших ритейлеров России, параллельно с подготовкой к
IPO начала поиск стратегического инвестора. Это первый случай,
когда российский продуктовый ритейлер такого уровня заявляет о
готовности привлечь в свой бизнес стратегического инвестора.
Эксперты отмечают, что привлечение профильного инвестора может
стать для "Копейки" правильным шагом: после IPO сети магазинов
"Пятерочка", по сравнению с которой "Копейка" развивается
медленнее, портфельные инвесторы могут оценить акции последней
ниже, чем инвесторы стратегические. ООО "Торговый дом 'Копейка'"
создано в 1998 году. Управляет сетью из 100 бюджетных
магазинов-дискаунтеров. Оборот в 2004 году составил $415 млн,
EBITDA (прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам) -- $30,5
млн, чистая прибыль -- $18,4 млн. По 50% долей ООО принадлежит
финансовой корпорации "Уралсиб" и трем топ-менеджерам "Копейки":
Александру Самонову, Сергею Ломакину и Артуру Хачатряну. В марте
"Копейка" объявила о планах провести во второй половине 2006 года
публичное размещение акций. Планировалось продать около 20% акций
за $100 млн. Консультантом по IPO был выбран инвестбанк
Deutsche-UFG. Однако недавно стало известно, что договор между
компаниями расторгнут. Причины разрыва объяснил президент "Копейки"
Александр Самонов. Летом планы "Копейки" изменились: было решено
параллельно с подготовкой к IPO начать поиск профильного
стратегического инвестора. "Мы хотели, чтобы эти две задачи
выполняли две независимые компании. UFG же настаивала на
эксклюзиве. Мы не договорились",- говорит он. В Deutsche-UFG
отказались от комментариев. Консультантом по IPO выбран банк HSBC,
консультант по поиску профильного инвестора не определен. Не
определен и размер пакета акций, который может быть предложен
возможному покупателю. Идеей проведения IPO в последнее время
увлеклись многие крупные ритейлеры Москвы. Примером для них стали
"Седьмой континент", который в ноябре 2004 года в ходе IPO за 13%
акций выручил $80 млн, и "Пятерочка", продавшая 30% своих акций за
$598 млн. Однако о готовности привлечь стратегического инвестора
сеть уровня "Копейки" (входит в ТОП-10 продуктовых ритейлеров
страны) заявляет впервые. До сих пор в российский продуктовый
ритейл инвестировали лишь портфельные инвесторы. К примеру, в
бизнесе "Копейки" участвовали компании, к торговле никакого
отношения не имевшие. В 2002 году 51% долей ООО купила нефтяная
компания ЮКОС, а в 2003 году эту долю выкупила ФК "Уралсиб" (позже
"Уралсиб" и менеджеры "Копейки" разделили доли 50 на 50). Участники
рынка высоко оценивают возможное появление у "Копейки"
стратегического инвестора. Приход такого инвестора будет означать,
что компанией заинтересуются не те, кто зарабатывает на перепродаже
акций, а те, кого больше интересует развитие самого бизнеса.
"Привлечение портфельных инвесторов или стратегического означает
разные перспективы развития сети. Для финансовых, которые покупают
акции во время IPO, это венчурный проект: когда рентабельность
бизнеса снижается, они выходят из него, продавая акции. 'Стратег'
же заходит в бизнес практически навсегда, приносит свои технологии
и активно участвует в управлении",- говорит гендиректор "Патэрсона"
Юрий Яковчик. Аналитики по-разному оценивают привлекательность для
"Копейки" портфельных либо стратегических инвестиций. Наталья Мильчакова, аналитик ИФК
"Метрополь", называет продажу акций на бирже более привлекательным
вариантом: "С точки зрения объема средств, которые может привлечь
каждая из этих сделок, IPO гораздо предпочтительнее".
Вице-президент инвестфонда Delta Private Equity Partners Наталья
Полищук считает иначе: "На большую выручку на IPO 'Копейке' вряд ли
стоит рассчитывать. Она развивается медленнее, чем 'Пятерочка' (на
момент размещения сеть "Пятерочки" насчитывала 450 магазинов, а
оборот составлял $1,6 млрд.-- Ъ). Инвесторы обязательно будут
сравнивать эти две компании, и сравнение будет явно не в пользу
'Копейки'". По ее мнению, гораздо больше за долю в "Копейке" могут
заплатить инвесторы стратегические.