Новости
17  Июня  2015
Гудок: Объективные причины

Константин Мозговой

Вывоз грузов через морские порты растёт, через переходы - сокращается

Экспортные перевозки сокращаются с начала года - в январе - мае 2015 года погрузка составила 176,7 млн тонн, что на 1,5 млн тонн (-0,8%) ниже показателей аналогичного периода прошлого года. На объёмах сказываются низкие мировые цены на отдельные грузовые номенклатуры.

Как сообщил "Гудку" первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Сергей Колесников, в структуре перевозок основная доля - 61% - приходится на экспорт через порты РФ. Сейчас погрузка через порты выросла на 2,6% (+2,8 млн тонн к аналогичным показателям 2014 года). На долю погрузки через погранпереходы приходится, соответственно, 39%. И основное сокращение именно здесь - на 5,8% (-4,3 млн тонн).

"Самое существенное снижение погрузки отмечается по таким номенклатурным позициям, как каменный уголь (-2,2 млн тонн), железная руда (-1 млн тонн) и удобрения (-0,6 млн тонн). На всё есть объективные причины. К примеру, падение погрузки угля обусловлено сокращением спроса со стороны потребителей Китая в связи с профицитом собственного энергетического угля, увеличением использования природного газа генерирующими компаниями Великобритании, а также проводимой правительством Польши политикой оздоровления национальной угледобывающей отрасли. Кроме того, на объёмы погрузки негативно сказались обрушение пород разреза "Заречный" и завал путей необщего пользования, примыкающих к станции Ерунаково Западно-Сибирской железной дороги в апреле, а также перемонтаж лавы на шахте "Котинская" и возгорание на шахте им. Рубина, входящих в состав ОАО "СУЭК-Кузбасс", - подчеркнул Сергей Колесников.

В ЦФТО утверждают, что экспортные перевозки руды снизились вместе со снижением погрузки назначением в Финляндию и на Украину, причём финское направление "просело" из-за снижения объёмов производства на заводах металлургической компании Rautaruuki Oyi, украинское - в связи с ухудшением отношений между РФ и Украиной и сложной социально-экономической ситуацией в стране. В то же время крайне нестабильны поставки руды в Китай - в условиях укрепления рубля и дальнейшего снижения цены российская руда снова проигрывает конкуренцию австралийской и бразильской. А вот экспорт удобрений снизился, во-первых, за счёт сокращения поставок калийных удобрений в Китай (ПАО "Уралкалий" в текущем году заключило контракт на поставку калийных удобрений в Китай в первой декаде апреля, а в 2014 году - уже в середине января). А во-вторых - из-за снижения поставок азотных и минеральных удобрений в Бразилию (ОАО "Уралхим", СДС "Азот"), что связано с усилением ценовой конкуренции со стороны стран Ближнего Востока.

"Несмотря на общее снижение погрузки на экспорт, отмечается увеличение таких номенклатурных групп, как чёрные металлы и нефтяные грузы (+1,6 млн тонн и +0,3 млн тонн соответственно). Укрепление позиций металлов связано со стремлением металлургических компаний на фоне сокращения внутреннего спроса и значительной девальвации рубля наращивать поставки своей продукции на внешние рынки. Таким образом, металлурги стремятся увеличить поступление валютной выручки для обеспечения своих кредитных обязательств. Что же касается нефтяных грузов - в условиях сжатия внутреннего спроса (сокращение грузооборота автотранспорта в январе - апреле 2015 года на 7,6%, согласно данным Росстата, а также керосина из-за сокращения пассажирооборота в гражданской авиации на 10%) нефтяные компании частично переориентировались с экспорта тёмных нефтепродуктов на более привлекательный вывоз сырой нефти и светлых нефтепродуктов. Кроме того, на 0,2 млн тонн вырос экспорт зерна. Причина заключается в хорошем урожае - в 2014/2015 зерновом году он составил более 105,3 млн тонн зерновых, рост к прошлому сезону на 12,5 млн тонн (+13,5%). В период ограничения вывоза пшеницы увеличились поставки ячменя и кукурузы", - отметил Сергей Колесников.

Со своей стороны, аналитики считают, что главная причина снижения экспортных грузоперевозок в уменьшении спроса в странах-импортёрах.

"Вне зависимости от конкретных стран, в направлении которых снизился экспорт, возможных причин уменьшения спроса может быть несколько. Во-первых, ухудшение экономической ситуации в этих странах, и наших товаров потребовалось меньше. Во-вторых, не исключено, что российским руде, углю и удобрениям нашлась замена либо в виде этих же товаров, произведённых в самой стране-импортёре, либо в других странах. В-третьих, это снижение может быть обусловлено или окончанием контракта на поставку такой продукции, или фактором сезонности, или началом новой договорной кампании с пересмотром условий поставок. Причин увеличения объёма экспортных поставок чёрных металлов, нефтяных грузов и зерна также несколько. К примеру, это могло произойти из-за приобретения нашими компаниями новых клиентов за рубежом. Также сыграла свою роль девальвация рубля, которая началась ещё в прошлом году и которая сделала российскую продукцию весьма привлекательной по цене. Кроме того, объёмы закупки могли увеличить давние клиенты российских поставщиков в связи с увеличением потребностей", - считает ведущий эксперт УК "ФИНАМ Менеджмент" Дмитрий Баранов.

По его словам, даже несмотря на такую разнонаправленную динамику показателей, нет никаких сомнений в том, что экспорт всех вышеназванных товаров из России продолжится. И потому, что они будут и дальше востребованы, и потому, что они устраивают иностранных потребителей по цене и качеству, и потому, что развитая транспортная сеть страны может доставить их в любую точку земного шара. Конечно же, могут быть различные колебания в объёме экспорта из-за ситуации в мировой и национальных экономиках, сезонности, но в целом динамика будет повышательной, и по итогам года физические показатели экспорта основных российских товаров могут оказаться выше, чем в 2014 году.

"Погрузка каменного угля и железной руды на экспорт снижается в первую очередь из-за их низкой стоимости на мировых сырьевых рынках. Цена падает с начала года, вследствие чего привлекательность экспорта таких грузов снижается. С учётом того, что с начала 2015 года рубль в целом укрепляется, рублёвая цена и выручка от экспорта этих товаров становится ещё ниже. С моей точки зрения, падение экспорта удобрений вызвано тем, что контракты, подписанные отечественными экспортёрами, уже частично выполнены, а некоторые выполнены полностью. В то же время нефтяная маржа остаётся высокой, что способствует наращиванию вывоза. На рынке чёрных металлов сложилась благоприятная ценовая конъюнктура, что также благоприятно отразилось на объёме поставок. Если говорить о зерне, урожай прошлого года был достаточно велик, и на протяжении всего сезона мы наблюдаем высокий объём экспорта зерна", - считает ведущий аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.

По мнению эксперта, в самое ближайшее время тенденции, сложившиеся с начала года, могут быть продолжены за исключением зерна - вывоз таких грузов в лучшем случае останется на прежнем уровне. Но, скорее всего, снижаться будет и он, так как всё, что можно было отправить на экспорт, уже отправлено, а отправки урожая текущего года могут начаться не раньше августа. Возвращение позиций каменного угля и железной руды возможно только при повышении мировых цен на них. К сожалению, по мнению аналитика, такая тенденция в обозримом будущем не просматривается, а значит, объёмы их экспорта продолжат падение.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1278860

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.