Михаил Кукушкин
РЖД проложит тоннель под Беринговым
проливом.
Президент компании «Российские железные дороги»
(РЖД) Владимир Якунин заявил вчера на встрече в британском
парламенте, что «в не очень отдаленном будущем» Россия соединится с
Америкой железнодорожным тоннелем под Беринговым проливом. Идея
такого сооружения обсуждается уже больше ста лет. Специалисты
считают, что экономического смысла в сегодняшних условиях она не
имеет.
О возможности соединения железнодорожных сетей
России и США Владимира Якунина спросили на рабочем завтраке Гильдии
путешествий и туризма Великобритании, организованном в стенах
британского парламента. «Уверен, что перспективы продолжения
железной дороги на Камчатку и дальше, через тоннель, для соединения
с североамериканскими дорогами — это проект с реализуемостью в не
очень отдаленном будущем», — передает слова президента РЖД
агентство ИТАР-ТАСС.
В самом ведомстве вчера уточнили, отвечая на
впрос «МН», что тоннель в Америку не числится среди первоочередных
проектов транспортной монополии. «В 2007 году ОАО «РЖД» разработало
Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской
Федерации на период до 2030 года, которая была принята
правительством России», — сообщила пресс-служба. «В рамках данной
стратегии планируется строительство новых железных дорог, в
частности на востоке России от Якутска до Уэлена (побережье
Берингова пролива). Проект по соединению России и США
железнодорожным путем через Берингов пролив ориентировочно
планируется после 2030 года».
Принципиально идея создания такого транспортного
коридора обсуждается с конца XIX века, то есть с тех пор, как
Транссибирская магистраль соединила центральные районы России с
побережьем Тихого океана. В России и в США в разное время
высказывались предложения перебросить железную дорогу через
Берингов пролив с помощью тоннеля, моста или паромной переправы.
Ширина пролива между российской Чукоткой и американской Аляской в
самом узком месте составляет 86 км. Подводных тоннелей такой
протяженности никто никогда еще не строил. Самый длинный из
существующих — железнодорожный тоннель Сэйкан между японскими
островами Хоккайдо и Хонсю — гораздо короче: 53,8 км. Работы на
нем, начиная с проектирования и вплоть до сдачи в эксплуатацию,
продолжались более 40 лет (1946–1988). Примерно такую же длину
имеет знаменитый Евротоннель под проливом Ла-Манш: 50,5 км.
Согласно замыслам сторонников
строительства железной дороги на Чукотке и переброски ее в Америку,
в результате должна появиться Трансконтинентальная железнодорожная
магистраль, которая позволит связать два континента и обеспечит
стабильную сухопутную связь Северная Америка — Россия — Восточная
Азия через Берингов пролив. По мнению старшего аналитика ИФК
«Метрополь» Андрея Рожкова, грандиозные затраты, которых эта затея
потребует, абсолютно несопоставимы с ожидаемым экономическим
эффектом. «В нынешних условиях для такой дороги нет грузовой базы
(т.е. платежеспособного спроса на ее услуги. — «МН»)», — говорит
эксперт. Существующие грузопотоки гораздо проще и дешевле
обеспечивать морским транспортом. Железная дорога в Америку,
возможно, оправдает себя, когда на Чукотке, Камчатке, а также
прибрежном шельфе будут освоены новые месторождения полезных
ископаемых, которые можно будет экспортировать в США. «Но это дело
неблизкого будущего», — говорит Рожков.
http://mn.ru/business_infrastructure/20120316/313574107.html