Олег Кузнецов
Южнороссийские компании, специализирующееся на
предоставлении проектных и строительно-монтажных услуг предприятиям
нефтегазоперерабатывающей отрасли, вошли в состав нового
объединения — ООО «Нефтехимпрогресс». Его учредителями стали ООО
«Эскорт» (Ростовская область), ОАО «Волгограднефтемаш», а также
московское ООО «Стройгазмонтаж». По мнению участников объединения,
нефтегазоперерабатывающие предприятия будут модернизироваться, и
объединение ресурсов вошедших в проект компаний повысит спрос на их
услуги. Эксперты считают, что конкуренции с западными
разработчиками российские компании не выдержат, однако смогут
рассчитывать на привлечение к сопутствующим строительным
работам.
Компания «Нефтехимпрогресс», соучредителями
которой являются машиностроительные заводы «Эскорт» и
«Волгограднефтемаш», а также «Стройгазмонтаж», официально
зарегистрирована в июне в Москве.
Как сообщил „Ъ“ представитель «Эскорта», новая
компания будет оказывать услуги по проектированию, производству,
строительству и монтажу оборудования для предприятий
нефтегазоперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности.
«Идея создания подобного объединения возникла еще в 2009 году. Один
из основных трендов российского нефтегазоперерабатывающего рынка
последних лет — рост потребности в реконструкции и новом
строительстве технологических установок, связанных с увеличением
глубины переработки нефти и высоким уровнем износа оборудования», —
говорит представитель компании. По его словам, вновь созданное
объединение будет выступать в качестве EPC-контрактора, то есть
генерального подрядчика, предлагающего полный комплекс услуг от
разработки генерального проекта до его полного внедрения.
Предприятия объединения будут совместно участвовать в тендерах на
комплексную поставку технологических установок. Выпуск оборудования
предполагается осуществлять на базе производственных мощностей ОАО
«Волгограднефтемаш» и ООО «Эскорт», общая численность
производственного персонала которых — 6,5 тыс. человек.
Строительно-монтажные работы будут выполнять «Стройгазмонтаж» и
строительно-монтажное управление «Эскорт».
Основным отличием «Нефтехимпрогресса» от
традиционных генподрядчиков, как считают в «Эскорте», станет
высокая (до 80%) доля работ, выполняемых силами собственных
подразделений, что позволит значительно снижать их себестоимость. В
настоящее время «Эскорт» участвует в ряде проектов, в том числе по
строящемуся в Нижнекамске комплексу нефтеперерабатывающих и
нефтехимических заводов (общая стоимость проекта — более 280 млрд
руб.), по модернизации ООО «РН-Туапсинский НПЗ». Емкость
российского рынка проектных и строительно-монтажных работ в сфере
нефтегазопереработки на ближайшие 5 лет в объединении оценивают в
3,5 трлн руб. При этом, на какую долю рынка собирается претендовать
«Нефтехимпрогресс», в компании не уточняют.
ООО «Эскорт» образовано в 1995 году на базе
«Новочеркасского завода нефтяного машиностроения», занимается
проектированием и выпуском нефтегазохимического и нефтепромыслового
оборудования. Финпоказатели не раскрываются.
Основной акционер ООО «Стройгазмонтаж» и ОАО
«Волгограднефтемаш» (100% и 51,5% УК соответственно) — кипрская
«Миласи Энжиниринг Лимитед». Выручка «Стройгазмонтажа» за 2008 год.
— 6,9 млрд руб., чистая прибыль — 261 млн руб. Выручка
«Волгограднефтемаша» за 2009 год — 3,2 млрд руб, прибыль — 81,2 млн
руб.
Аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин считает, что
оценка учредителями «Нефтехимпрогресса» емкости рынка завышена в 10
раз. При этом, по его мнению, в южной и центральной России
достаточно требующих модернизации производств, в том числе НПЗ
«Роснефти» в Туапсе и Самаре, газоперерабатывающие мощности
«Газпрома» в Астрахани и Оренбурге. «У „Роснефти“, в частности, нет
опыта управлениями подобными проектами. Вполне вероятно, что НК
будет привлекать генподрядчика со стороны», — добавляет
эксперт.
По подсчетам аналитика инвестбанка «Открытие»
Вадима Митрошина, ежегодный объем капиталовложений «Роснефти» и
«ЛУКОЙЛ» (совокупно более 40% добычи нефти в РФ) в нефтепереработку
не превышает $ 4 млрд, а общий объем капиталовложений в отрасль —
$10 млрд в год. «Основная доля затрат приходится на европейских
поставщиков перерабатывающего оборудования, с которыми
отечественным компаниям конкурировать сложно из-за технологического
отставания . Услуги российских подрядчиков используются в основном
при сопутствующих строительных, подготовительных работах, а также
при конфигурировании, то есть подготовке конкретных технических
решений с учетом специфики отечественных нефтеперерабатывающих
производств. В этом случае, безусловно, более предпочтительны
организации, работающие „под ключ“», — поясняет эксперт.
При этом он считает оправданным создание
объединения с учетом утвержденного правительством РФ технического
регламента топлива. «Планируемый ранее переход к 2011 году на
стандарт Евро-3, а к 2012 году — на стандарт Евро-4, в
запланированные сроки не состоится, но это все равно произойдет,
поэтому в ближайшие годы российские НПЗ будут модернизироваться», —
отмечает аналитик.