Завод может занять в ВТБ до
$1 млрд
Юлия Федоринова
Государственные банки продолжают укреплять
дружбу с “АвтоВАЗом”. Вчера завод подписал соглашение о
стратегическом партнерстве с Внешторгбанком. Банк пообещал
значительно увеличить лимит кредитования автогиганта. По данным
“Ведомостей”, речь может идти о привлечении до $1 млрд. ВТБ –
второй по величине в России банк, 99,9% акций – в госсобственности.
По данным НАУФОР, на 1 января 2006 г. его активы составляли 611,4
млрд руб., капитал – 69,6 млрд руб. “АвтоВАЗ” в 2005 г. выпустил
721 500 машин. Около 62% акций завода владеют его “дочки”,
управляют пакетом менеджеры “Рособоронэкспорта”. ЗАО “Автомобильный
банкирский дом” в равных долях принадлежит “АвтоВАЗу” и его
“дочкам”. По данным “Интерфакс-ЦЭА”, на 1 января 2006 г. активы
банка составляли 6,2 млрд руб. (154-е место), собственный капитал –
1,4 млрд руб. (113-е место), прибыль до налогов – 496,9 млн руб.
(61-е место). С приходом “Рособоронэкспорта” на “АвтоВАЗ” заводу
стало заметно везти с поиском денег на инвестпроекты. В середине
марта Российский банк развития пообещал “АвтоВАЗу” привлечь
$4 млрд. А вчера завод подписал новое соглашение о
стратегическом партнерстве с ВТБ. Они сотрудничали и раньше, в
частности ВТБ организовал заводу три выпуска облигаций. Но, как
заявили председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Артяков
и зампред правления ВТБ Игорь Завьялов, теперь ВТБ будет не только
обслуживать счета “АвтоВАЗа”, но и финансировать его текущие
инвестиционные потребности и привлекать для него заимствования на
внешних рынках. Сумму, на которую ВТБ может прокредитовать
“АвтоВАЗ”, оба топ-менеджера назвать не смогли. По словам
Завьялова, она может появиться лишь после разработки бизнес-плана
“АвтоВАЗа”. Топ-менеджер ВТБ лишь заверил, что лимит кредитования
“АвтоВАЗа” банк точно пересмотрит в сторону увеличения с нынешних
5 млрд руб. Источник, знакомый с планами банка, уверяет, что
речь может идти о сумме более чем в $1 млрд.“ВТБ может
профинансировать строительство нового автозавода, которое затевает
"АвтоВАЗ", возможно, вместе с РосБР”, — говорит другой
собеседник “Ведомостей”, близкий к ВТБ. ВТБ также изучает
возможность выкупа у “АвтоВАЗа” и его банковских “дочек”, заявил
Игорь Завьялов. По его словам, это позволит улучшить обслуживание
“АвтоВАЗа” и не создавать филиалов в Тольятти. Название банков он
не сообщил. Но “АвтоВАЗ” вместе со своими “дочками” владеет акциями
лишь двух банков — 100% акций Автомобильного банкирского дома
и 19,9% акций Национального торгового банка (НТБ), контрольный
пакет которого в конце прошлого года приобрел бывший руководитель
“АвтоВАЗа” Владимир Каданников. “Каданников только недавно купил
НТБ и вряд ли намерен его продавать. Так что ВТБ присматривается
только к Автомобильному банкирскому дому”, — признался
источник, близкий к банку. Аналитик ГК “Регион” Валерий Вайсберг
согласен, что, владея местным банком, ВТБ сможет перевести туда все
счета завода и контролировать обслуживание крупного клиента. Но
плата за местный банк, предполагает аналитик, будет высока —
около $160 млн. Аналитик “Метрополя” Александр Жуков
оценивает инвестиционные потребности “АвтоВАЗа” по уже объявленным
проектам в $4,5-5 млрд. Всю эту сумму “АвтоВАЗ” может
привлечь в госбанках и из бюджета, отмечает аналитик “Уралсиба”
Вячеслав Смольянинов, но запросы завода уже сейчас превышают его
потребности. Жуков отмечает, что если госбанки организуют
“АвтоВАЗу” длинные и дешевые кредиты, то завод вполне сможет
рассчитаться с ними из собственной прибыли. Ведь, по его прогнозу,
в 2006 г. “АвтоВАЗ” должен заработать $176,6 млн, а в
2007 г. еще больше — $220 млн.