Российские автокомпании заставят платить
утилизационный сбор наравне с иностранцами
Госдума
обяжет автопроизводителей, действующих на территории России,
платить утилизационный сбор наравне с импортерами автомобилей.
Соответствующий законопроект депутаты приняли в первом чтении. По
замыслу авторов инициативы, поступления в бюджет от утилизационного
сбора вырастут более чем в три раза и превысят 200 млрд руб.
Евросоюз ранее пожаловался на российский утилизационный сбор в суд
ВТО, причем срок «мирного» урегулирования этого вопроса истек еще в
начале сентября.
Во вторник, 8 октября, Государственная дума приняла в первом чтении
законопроект, который распространит действие утилизационного сбора
на те автоконцерны, которые имеют производство в России, в том
числе отечественные автокомпании. Мнения парламентариев
разделились: «за» проголосовали 54% депутатов, а «против» —
30%.
Законопроект также устанавливает уплату утилизационного сбора для
автомобилей, ввозимых с территории Казахстана и Белоруссии, а также
машины из Калининградской свободной экономической зоны.
Ранее производители, действовавшие на территории России, имели
возможность предоставить гарантийные обязательства, что выпущенные
ими машины будут утилизированы.
Утилизационный сбор начал действовать в России с 1 сентября 2012
года. Платить новую пошлину обязали всех импортеров и
производителей легковых и грузовых автомобилей. Базовая ставка
сбора для легковых автомобилей составляет 20 тыс. руб., а для
грузовиков – 150 тыс. руб. Действующие на территории России
отечественные и зарубежные компании, которые взяли на себя
обязательство по последующей утилизации собственной продукции, были
освобождены от уплаты сбора. В их числе оказались все крупнейшие
российские автопроизводители: «АвтоВАЗ», КамАЗ, «Группа ГАЗ» и
Sollers.
Утилизационный сбор по существу должен был стать механизмом
компенсации снижения ввозных пошлин на импортные автомобили с 30 до
25% – на этот шаг российским властям пришлось пойти после
вступления страны в ВТО. Тем не менее в организации оказались
недовольны якобы дискриминационным характером этого налога, что и
привело к длительным спорам, в итоге приведшим к необходимости
пересмотреть установленный порядок.
Поданная властями Евросоюза в июле 2013 года жалоба в суд ВТО
вынудила российские власти пересмотреть свою позицию – в Европе
сочли, что утилизационный сбор в его нынешнем виде предоставляет
необоснованные преимущества компаниям, имеющим производство в
России.
В ходе обсуждения законопроекта парламентарии высказывали разные
точки зрения, но одна из них разделялась почти всеми выступавшими
депутатами – законопроект является вынужденной мерой, поскольку
Россия обязана соблюдать свои обязательства в ВТО.
«Нам надо определиться: не принимаем закон – значит, платим
штрафы», – заявил в ходе заседания председатель комитета по
природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир
Кашин.
Парламентарии сочли, что первоначальный законопроект об
утилизационном сборе продемонстрировал плохую подготовку России
перед вступлением в ВТО – инициатива была предназначена для защиты
отечественных производителей, но попытка эта обернулась
неудачей.
Заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов
заверил депутатов, что после вступления закона в силу автомобили
российского производства не подорожают – государство окажет
необходимую поддержку, но в чем именно она заключается, Рахманов не
уточнил. «Мы не видим причин либо каких-то опасений в том, что
какое-то существенное повышение цен на автомобили последует после
введения этого принципа», — сказал замминистра.
Депутат Николай Коломейцев поведал, что множество документов,
описывающих обязательства российской промышленности после
вступления страны в ВТО, вовсе не переведены, поэтому компании даже
не знают, чего им ждать. Коломейцев отметил, что эта область
остается неизведанной, поскольку нигде в России не готовят
специалистов, которые могли бы заниматься нюансами вступления в
ВТО.
Вместе с тем депутат заявил, что утилизационный сбор приносит
значительные средства, которые не тратятся на создание в стране
инфраструктуры по переработке автомобилей, утративших свои
потребительские свойства.
За первые два месяца работы сбор принес около 7 млрд руб., а после
введения уплаты этого налога всеми компаниями он должен принести в
казну уже свыше 200 млрд руб. в год.
Депутат от «Единой России» Альфия Когогина считает, что
утилизационный сбор пошел на пользу российскому автопрому. По
мнению депутата, именно благодаря этой мере замедлился ввоз
«автохлама», а производство машин в России выросло до докризисного
уровня.
Вместе с тем депутаты предупредили об опасности снижения
рентабельности автопрома. Максим Шингаркин из ЛДПР привел цифры,
согласно которым после вступления закона «АвтоВАЗ» должен будет
заплатить около 14 млрд руб., КамАЗ – 10–18 млрд руб., а ГАЗ –
около 13 млрд руб. По данным парламентариев, с момента вступления
закона в силу в сентябре 2012 года утилизационный сбор принес около
50 млрд руб.
Ведущий аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков
считает, что российские власти действительно смогут компенсировать
автопроизводителям потери, связанные с уплатой утилизационного
сбора, в рамках нового закона, но как именно такая схема может быть
реализована — остается загадкой. «По информации разных источников,
правительство планирует полностью компенсировать российским
компаниям уплату утилизационного сбора. Таких методов много, но их
реализация в своем большинстве приводит к тому, что машины
дорожают», — считает эксперт.
www.gazeta.ru/auto/2013/10/08_a_5697553.shtml