IPO "Пятерочки" может пройти на "троечку" Возможно, с "плюсом",
считают аналитики, но в любом случае "особо ликвидного рынка акций
у компании не будет"
Вчера представитель торговой сети “Пятерочка”
рассказал о том, что компания планирует первичное размещение акций
IPO, возможно, на Лондонской фондовой бирже. Если это действительно
произойдет, то “Пятерочка” станет первой российской торговой сетью,
вышедшей на западные фондовые биржи. Эксперты полагают, что особой
ликвидности акций сети ждать не стоит, но в целом это позитивный
сигнал для рынка. Вчера член совета директоров российской розничной
сети “Пятерочка” Виктор Беляков высказал Reuters надежду на то, что
компания будет включена в листинг Лондонской фондовой биржи.
Собственно, новость была ожидаемой, в этом году компания уже
заявляла о своем желании провести первичное размещение акций. Вряд
ли ценными бумагами “Пятерочки” заинтересуются крупные портфельные
инвесторы, однако привлечь какой-то капитал, по мнению аналитиков,
она все же сможет и попробует прорваться в лидеры российского
розничного бизнеса. Сеть универсамов эконом-класса “Пятерочка”
появилась в России в 2001 г., когда Европейский банк реконструкции
и развития предоставил компании кредит в 36 млн долл. и стал
владельцем 20% ее акций. Сетью управляет одноименный холдинг
Pyaterochka Holding, зарегистрированный в Голландии. В мае текущего
года менеджмент сети выкупил эту долю у ЕББР. По итогам 2003 г.
оборот компании составил 933 млн долл. По словам Виктора Белякова,
в состав сети сейчас входит почти 400 магазинов, из них 222
собственных, остальные работают по франчайзингу. По итогам 2004 г.
компания прогнозирует объем продаж порядка 1,3 млрд долл.
Официально “Пятерочка” вдаваться в подробности в беседе с RBC daily
не захотела. “Виктор Беляков сказал о IPO как об одной из
возможностей компании, потому что мы к этому готовы. Это не
решение, а прогноз”, – осторожно пояснили в пресс-службе
“Пятерочки”. Между тем, если размещение действительно состоится в
ближайшем будущем, для рынка это станет почти сенсацией: еще ни
одна российская розничная сеть не проводила первичное размещение
акций, хотя такие планы имеются и у “Седьмого континента”. Правда,
для потребительского рынка в целом IPO российских компаний не
новость: свои акции уже довольно успешно размещали за рубежом
Вимм-Билль-Данн и концерн “Калина”. Из “магазинов” же в РТС
котируются акции ОАО “ГУМ”, ОАО “ЦУМ”, и ОАО “Манежная площадь” (во
free float находится 5% акций компании, остальные принадлежат
правительству Москвы). Однако особого успеха у инвесторов они не
имеют. “Дело в том, что эти
магазины пока еще находятся в процессе реконструкции, и, возможно,
инвесторы заинтересуются ими после окончания модернизации.
“Пятерочка”, как и “Седьмой континент”, построена недавно и в
соответствии с современными требованиями к супермаркетам, поэтому,
скорее всего, заинтересует инвесторов”, – сказала RBC daily эксперт
ИК “Метрополь” Наталья Мильчакова. “Я думаю, что размещение
“Пятерочки”, компании, динамично развивающейся на одном из
перспективных сегментов российского рынка, привлечет большое
внимание инвесторов”, – отметил в беседе с RBC daily эксперт ИК
“АТОН” Алексей Языков. На международных биржах действительно
представлено не так много ритэйловых компаний. “Фондовый рынок испытывает дефицит
инвестиционных идей. А сейчас в России инфляция намного меньше, чем
в прошлые годы, покупательная способность населения,
соответственно, растет, и все эти факторы благоприятствуют развитию
бизнеса розничных сетей и привлекают к себе капвложения”, – говорит
Наталья Мильчакова. Сейчас на Западе царит “айпиошный” бум
предприятий cферы высоких технологий, а к розничным сетям, как к
циклически развивающемуся направлению, интерес весьма умеренный.
Так что у российских супермаркетов есть все шансы занять эту нишу.
Однако на “кисельные реки” и “молочные берега” рассчитывать
особенно не стоит. “Я думаю,
что после размещения особо ликвидного рынка акций у “Пятерочки” не
будет. Ведь цена акций для IPO назначается менеджментом, и,
возможно, будет несколько завышенной. Так что, я думаю,
капитализация у “Пятерочки” будет небольшая, а, значит, внимания
крупных иностранных портфельных инвесторов не предвидится”, –
сказала г-жа Мильчакова. Зато у сети есть все шансы выбиться в
лидеры российского рынка. “Мы ожидаем, что “Пятерочка” сможет
увеличить уставный капитал примерно на 10-15%”, – добавляет Наталья
Мильчакова. Такие финансовые манипуляции не принесут компании
фантастических прибылей, но и не содержат высоких рисков и вполне
могут укрепить ее позиции на внутреннем рынке. Тем более что свое
доверие к “Пятерочке” уже несколько лет назад продемонстрировал
респектабельный и авторитетный ЕБРР.