Завод предлагает крупнейшему дилеру
компенсировать "потерю" 4 тыс. машин
Ирина Ъ-Парфентьева
АвтоВАЗ уличил одного из своих крупнейших
дилеров -- холдинг "Элекс-Полюс" в недостаче автомобилей,
переданных на реализацию. Комиссия автозавода не обнаружила на
складах сети более 4 тыс. машин, которые были переданы дилеру, но
за которые он так и не расплатился с производителем. АвтоВАЗ
оценивает нанесенный ему ущерб в $35 млн и намерен забрать половину
салонов "Элекс-Полюса" в счет погашения задолженности.
Проверка деятельности дилерской сети
"Элекс-Полюс" проводилась с 29 января по 6 февраля в Москве,
Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Петербурге, Тольятти, Ульяновске,
Уфе, Челябинске. Как следует из "Графика внеочередных проверок
наличия и условий хранения автомобилей на складах исполнителей
управления региональных продаж" (имеется в распоряжении "Ъ"), в
ходе проверки комиссия АвтоВАЗа выявила недостачу в 4147
автомобилей на складах дочерних компаний "Элекс-Полюса".
Как пояснил "Ъ" представитель АвтоВАЗа, в начале
декабря основной владелец и гендиректор "Элекс-Полюса" Игорь
Лисютин получил 9 тыс. паспортов транспортных средств (ПТС), по
которым в течение декабря и начала января получил на региональных
складах АвтоВАЗа и реализовал более 4 тыс. автомобилей. Но с
заводом за них так и не расплатился. "Общий ущерб на текущий момент
оценивается примерно в $35 млн, ПТС нереализованных автомобилей уже
возвращены на завод",-- рассказал собеседник "Ъ".
Сейчас с господином Лисютиным ведутся переговоры
о передаче АвтоВАЗу восьми или девяти центров дилера в счет
погашения задолженности (всего в собственности "Элекс-Полюса"
находится 16 центров). Впоследствии АвтоВАЗ рассчитывает передать
центры в собственную сбытовую структуру "Лада-Сервис".
"В текущей ситуации проблем с ликвидностью
как у АвтоВАЗа, так и у его дилеров концерну выгоднее получить
центры. Это покроет как дебиторскую задолженность, так и увеличит
стоимость их сбытового актива "Лада-Сервис" перед сделкой с группой
СОК",-- считает аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак.
Напомним, что АвтоВАЗ планирует обменять 75% "Лады-Сервис" на 98%
ОАО "Ижавто", которое сейчас принадлежит группе СОК.
Источник на АвтоВАЗе подчеркнул, что завод
"является не материнской компанией, а кредитором, поэтому и
получает право претендовать на центры дилера в счет погашения
задолженности". На сайте "Элекс-Полюса" указано, что компания
является "дочерним предприятием ОАО АвтоВАЗ". По данным отчетности
ОАО АвтоВАЗ за четвертый квартал 2008 года, концерну принадлежит
51% ООО "Элекс-Полюс". Однако, по данным "Спарк-Интерфакса", на
балансе этого ООО находятся лишь два филиала дилера (в Петербурге и
Ульяновске), не владеющие автосалонами. Остальные активы холдинга,
по данным "Спарк-Интерфакса", не консолидированы, а их конечным
бенефициаром, по утверждению представителя АвтоВАЗа, является Игорь
Лисютин.
В пресс-службе АвтоВАЗа от комментариев
отказались. Игорь Лисютин также отказался комментировать ситуацию.
Проверку в московской, питерской и тольяттинской "дочках" и
выявленную недостачу подтвердил сотрудник "Элекс-Полюса".
Кроме задолженности перед АвтоВАЗом у
"Элекс-Полюса" есть долг перед банками, который составляет 8 млрд
руб. (крупнейшими кредиторами являются Сбербанк, Номос-банк,
Газбанк, банк "Санкт-Петербург", Новикомбанк, Первый объединенный
банк, Национальный торговый банк). На прошлой неделе Игорь Лисютин
говорил "Ъ", что он "готов отдать банкам в счет погашения все
активы компании". Источник, близкий к бизнесмену, рассказывал "Ъ",
что до кризиса активы дилера оценивались в 16 млрд руб. (или $534
млн), из них примерно $240 млн составляла стоимость автоцентров (из
расчета $15 млн за салон), остальное -- земельные участки. По
данным отчетности "Инком-Лады" за третий квартал 2008 года, на долю
"Элекс-Полюса" в Москве приходилось 11% продаж АвтоВАЗа. Но на
данный момент холдинг не имеет ни одного действующего дилерского
соглашения: производители автомобилей Daewoo, Hyundai, ГАЗ, УАЗ,
Fiat не продлили договоры на 2009 года, а АвтоВАЗ расторг контракт
в начале февраля. По признанию Игоря Лисютина, компания сейчас
распродает остатки и закрывает салоны.