Новости
29  Февраля  2008
DELO-TOMSK.Ru: Возвести город и сад

Анна Тышецкая

У этой истории было громкообещающее начало. Летом 2007 года Томская область и ИФК «Метрополь» подписали соглашение. По итогам совместной работы, на Полынянском участке Бакчарского месторождения должен появиться один из крупнейших комбинатов в стране по добыче, обработке и производству железа. На месте села Бакчар - город с парками и детскими садами.
Однако меньше чем через полгода в прессе начали появляться критические замечания губернатора относительно работы инвестора. Пошли разговоры о смене партнера. Плюс скептическое отношение аналитиков к масштабному проекту. Ситуация осложняется еще и тем, что информация дается односторонняя - преимущественно комментарии поступают от чиновников.

Сегодня свою точку зрения на сложившуюся ситуацию высказывает Вадим Власов, официальный представитель ИФК «МЕТРОПОЛЬ» в Томской области.

- Напряжение в отношениях между областью и компаний действительно существует?
- Откровенно говоря, какого-то явного напряжения в наших отношениях лично я не чувствую. Мы находимся в постоянном контакте с обоими первыми заместителями губернатора - Оксаной Витальевной Козловской и Сергеем Борисовичем Точилиным - по вопросам обеспечения проекта инфраструктурой, землеотводами и энергомощностями. Есть рабочие моменты, по которым у нас небольшие разногласия. И высказывания губернатора я бы назвал не столько критическими, сколько «профилактическими». Область хочет, чтобы мы скорее приступили непосредственно к работе над этим проектом - мы с этим согласны. Администрация считает, что все силы нужно бросить на разработку и защиту месторождения - и это тоже в наших интересах. Но поскольку непосредственно бизнес строит «Метрополь», естественно, у него другое, более прагматичное видение ситуации. На наш взгляд, для начала необходимо согласовать проблемы инфраструктурного характера.

- А что это за проблемы?

- Во-первых, отсутствие железной дороги, без которой вообще не имеет смысла заниматься этим месторождением. Проект строительства железной дороги мы включили в презентационные материалы на экономическом форуме, который проходил в Сочи в сентябре 2007 года. И он попал в число проектов, отобранных для софинансирования из инвестиционного фонда Правительства России (более 30 млрд. рублей). То есть, я хочу сказать, что с железной дороги сегодня более или менее понятно.
Проблема номер два - газификация. Это наилучший вариант как для будущего города, так и для будущих металлургических производств. Причем газификация проекта станет решением и важной социально-экономической задачи, актуальной для двух районов Томской области, через которые и предполагается вести газопровод - Бакчарского и Чаинского. Прежде всего, потому, что основные котельные в них работают на нефти, и люди оплачивают огромные счета за тепло и горячую воду.

Третья инфраструктурная проблема - обеспечение проекта электроэнергией. Мы подали заявку в областную программу развития энергетики, так как интересы нашего проекта напрямую связаны с интересами развития Сибирского химического комбината.

И, пожалуй, последняя глобальная проблема - доступность железной руды. Запасы находятся довольно глубоко - до 200 метров от поверхности. Сегодня понятно, что наиболее целесообразен вариант добычи руды открытым способом. Но в связи с этим возникают как минимум два важнейших вопроса: как осушать карьер в условиях заболоченности и как утилизировать торф. Над решением этих задач сегодня уже работают томские ученые.

- Если эти проблемы останутся не решенными, вкладываться деньги в разработку месторождения «Метрополь» не будет?

- А это бессмысленно. Просто деньги закопать? Так наплевательски можно относиться к чужим или бюджетным деньгам. Я уверен, без железной дороги, электроэнергии, газа месторождение ничего не стоит. Инвестор все риски любого проекта просчитывает изначально. Возможно, кто-то и готов потратиться на доразведку Бакчарского месторождения, а потом начать думать - а можно ли к нему проложить дорогу, а почему не дают лимиты на газ, а можно ли вообще добыть руду в условиях такой заболоченности, а вдруг ключевая для ведения бизнеса позиция не решаема в принципе и от проекта придется отказываться? Если сторонники такого подхода и есть, то это точно не «Метрополь». К сожалению, в области не все способны это понять.

- Есть ли какой-то срок, к которому вы должны определиться с решением?

- Я думаю, к лету полное понимание по всем этим вопросам у нас будет. Тогда до конца года мы успеваем подготовить детальное описание проекта и сделать полный экономический расчет. То есть, возвращаясь к Вашему первому вопросу по поводу критики области, что ничего не сделано, я отвечаю - работа идет. Возможно, она не заметна, как и любая подготовительная работа. Но отставания по установленным и согласованным с областью срокам у нас нет.

Прожект

- Компания "Метрополь" активно и последовательно, начиная с Бурятии, инвестирует в рудные месторождения. Почему компанию больше чем нефть или газ интересует именно руда?
- Компания поставила себе цель стать одним из крупнейших мировых горнодобывающих холдингов, работающих с полиметаллами. Это перспектива на сотни лет. Что же касается нефти и газа - во-первых, их разведанных запасов по большому счету в мире хватит всего лет на сто, во-вторых, этот рынок уже охвачен крупными компаниями с мировым именем, имеющими мощную государственную поддержку, с которыми
конкурировать новому молодому игроку (а Метрополь создан в 1995 году) просто нереально.

- Несмотря на то, что у вас еще нет полного экономического расчета. Все-таки во сколько оценивается проект «Бакчарская сталь»?

- Изначально мы ориентировались на вложения в размере примерно 15 млрд. долларов. Но уже сейчас выходим на цифру 20-25 млрд. Это огромные деньги. Чтобы поднять этот проект, естественно, будут привлекаться наши партнеры и сторонние, прежде всего иностранные инвесторы. Потому что, к сожалению, сейчас в России нет «длинных» (до 15-20 лет) и дешевых инвестиционных средств.

- Уже определился круг соинвесторов?

- Переговоры идут. Не хотелось бы на этом этапе называть конкретные имена и компании. Пока могу сказать только то, что очень большой интерес к этому месторождению проявляют инвесторы азиатских стран.

- «Метрополь» владеет 52% акций «ТомскГДКРуда», остальные 48% принадлежат ООО «СибНИЦгео». Каким образом вы распределили финансовое бремя между собой?

- Мы пытаемся договориться о размерах инвестиций с нашей стороны и со стороны второго акционера. Но средств на этот проект у «СибНИЦгео» нет. Поэтому, скорее всего, всю окупаемую часть возьмет на себя «Метрополь». Это примерно 2/3 от требуемых инвестиционных вложений. К проектам, которые не окупаются, будем пытаться подтягивать бюджетные средства. Именно таким образом мы поступили с железной дорогой. Мне кажется это вполне логичным. Ведь железнодорожные пути нужны не только будущему заводу, но и жителям области.

- Если говорить о самом развитии месторождении, что в итоге должно получиться?

- Изначально предполагалось остановиться на том, чтобы поднять и обогатить руду. Затем задача была поставлена иначе: выйти на готовую продукцию. Это связано с тем, большие объемы продукции железа закупаются за рубежом, свободные ниши на рынке есть. Поэтому цель на данный момент следующая - добыча, обогащение, производство конечной продукции. То есть к 2020 году у нас должна появиться обогатительная фабрика и металлургический комбинат, выпускающий самый широкий спектр продукции. Мы планируем создавать маркетингоориентированное предприятие, гибкое к спросу и максимально отвечающее на запросы потребителей.

Без посредников

- Как и любой большой проект, ваши идеи относительно «освоения» Бакчарского месторождения активно обсуждаются в прессе. По мнения аналитиков, надежды на получение высокой прибыли несколько неоправданны. И главным образом, их опасения связаны с тем, что некому будет потреблять столько железа, сколько вы собираетесь производить.
- Цена на концентрат растет минимум на 20-30% в год. В 2008-м этот рост составит, я думаю, 50%. По нашим прогнозам, к 2020 году дефицит металлоизделий на российском рынке будет не менее 25 млн. тонн. Если все пойдет так, как мы предполагаем, то проектная мощность нашего завода составит примерно 7-10 млн. тонн. То есть мы не перекроем потребности даже российского рынка, не говоря уже о западном.

- Еще один, как мне кажется интересный момент. Когда Бакчарское проявление начали активно изучать, естественно многие металлургические заводы очень заинтересовались этим месторождением. Однако затем от него отказались, посчитали его беспереспективным.
- Главным образом по той же самой причине, о которой мы говорили в начале - из-за отсутствия инфраструктуры. Заводы, работающие на рынке, не имеют средств на столь дорогостоящие проекты. Мы взялись за это месторождение как проектные менеджеры, умеющие доводить проекты до интересного для инвесторов состояния. Да, железо в стране еще есть, но это небольшие и «разбросанные» месторождения. А таких крупных, как Бакчарское, во всем мире осталось два-три. Только по предварительным подсчетам запасы этого проявления составляют более 100 млрд. тонн. Запасы Полынянского участка, на который у ООО «Том ГДК руда» есть лицензия - до 3 млрд. тонн. Если выйти на те объемы, которые мы планируем (примерно 20-30 млн. тонн добычи), то нам хватит сырья только с Полынянского участка на сто лет. При полном цикле (от добычи до производства готовых изделий) даже при сегодняшних ценах проект окупается не более чем за 15-17 лет. А все остальное время - получение чистой прибыли. То есть оснований думать, что проект окажется экономически невыгодным, у нас нет.

- Вообще в прессе муссируются слухи о том, что вы не собираетесь работать на месторождении. Ваша цель - собрать подороже активы и перепродать их. Это так?

- Я не знаю, откуда взялось такая информация. Что перепродавать - кусок болота? Кто его купит? Да никто, пока оно не будет доведено до состояния коммерческого интереса. Только тогда у него появится реальная цена (кстати, пока совершенно непонятно какая) и только тогда станет понятно, выиграет инвестор от его продажи на том этапе или проиграет. Но действительно интересным месторождение станет, когда рядом будет стоять современный работающий металлургический комбинат с хорошей транспортной доступностью.

- А сколько вы уже вложили в этот проект?

- Вложений в миллиардах рублей у нас еще не было. На сегодняшний день около 100 млн. рублей вложены в подготовительную работу - видимо, если мы так и не придем к общему мнению по принципиальным вопросам, то это и будут наши потери.

- А какой в целом настрой у «Метрополя»? Не изменился?

- Настрой тот же самый, что и был. Выполнить все условия соглашения. Как было сказано нашим генеральным директором: довести проект до конца. Поэтому останавливаться на полпути мы не собираемся.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.