Сергей Осипов
Крейсер "Варяг", ставший символом русской
военно-морской славы, за свою историю тонул дважды. В первый раз он
был затоплен командой в феврале 1904 г. Вторая смерть настигла
крейсер через 16 лет у побережья Британских островов. Она избавила
легендарный корабль от ещё более незавидной участи - умереть у
стенки судоразделочного завода. Родина надолго забыла о крейсере.
Памятная доска работы скульптора Александра Коровина была открыта в
шотландской деревне Ленделфут в конце июля этого года. Акцию
финансировала группа компаний "Метрополь" при поддержке
Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном
округе Георгия Полтавченко. За всеми этими торжественными
мероприятиями забылись вопросы: как останки "Варяга" оказались в
шотландском захолустье и кто продал на слом легендарный крейсер?
Ответить на них взялся историк и писатель Виктор Катаев. По его
словам, в Первой мировой войне (1914 - 1918 гг.) России и Японии
выпало быть союзниками. В 1916 г. Япония согласилась продать России
часть бывшей порт-артурской эскадры. Броненосцы "Полтава",
"Пересвет" и крейсер "Варяг" были "отпущены из плена" за 15,5 млн.
иен. Крейсер нуждался в ремонте. Пришлось отправить "Варяг" в
Ливерпуль, куда он вышел 25 февраля 1917 г. Сообщение о том, что
Николай II отрёкся от престола, корабельный радист поймал в пути.
Команда крейсера поддержала Временное правительство, но, пока она
упивалась свободой, англичане сделали калькуляцию: ремонт обойдётся
в 300 тыс. фунтов! Таких денег Временное правительство сразу
заплатить не смогло и попросило временно оставить "Варяг" в Англии.
Когда в Петрограде произошла Октябрьская революция и Россия заявила
о выходе из войны, все русские корабли, находящиеся в английских
портах, были арестованы. До конца войны британский флот использовал
"Варяг" как военный транспорт, возящий уголь. А потом знаменитый
крейсер продали на слом немецкой фирме. По одной из версий, как это
ни прискорбно, инициатором продажи "Варяга" стал военно-морской
атташе российского посольства контр-адмирал Волков. За какую сумму
пошёл с молотка легендарный крейсер, на что были истрачены деньги -
эту тайну до сих пор хранят архивы Великобритании. Вероятнее всего,
они пошли на поддержку Белого движения. В оправдание Волкова можно
сказать, что "Варяг" к моменту продажи находился в крайне
запущенном состоянии и вряд ли подлежал восстановлению. Да и кому
было дело до гибнущих символов Российской империи в те годы, когда
сама империя уже пошла ко дну? Как бы то ни было, 5 февраля 1920 г.
два буксира вывели крейсер из Клайда. На следующий день во время
сильного шторма он сел на камни в 400 метрах от шотландского
побережья. В августе 1924 г. "Варяг" начали разбирать: срезали
мачты, трубы, надстройки - короче, всё, что возвышалось на
поверхности. Под водой остались котлы, паровые машины и броневая
палуба, которые доныне лежат на шестиметровой глубине напротив
шотландской деревушки Ленделфут. Что можно добавить к этой
печальной истории? Разве то, что коренные обитатели Ленделфута, в
отличие от большинства россиян, всегда знали о том, что вблизи их
деревни затонул русский крейсер. Они по-шотландски искренне считают
"Варяг" частью своей истории. Когда во время церемонии открытия
памятной доски кто-то из российской делегации предложил поднять то,
что осталось от крейсера, на защиту "Варяга" грудью встал местный
житель Уильям Принс, сам в прошлом судовой механик. "Не надо
трогать это место, - сказал он. - Здесь находится могила корабля,
которую грех осквернять. Кроме того, на обломках водятся такие
замечательные лобстеры!"