Жанна Журавлева
СПб. Скандал с доставкой интернет-покупок выявил массу проблем
"Почты РФ".
Благодаря вложениям до $13 млрд она сможет избавиться от
страшных
болезней, но вряд ли выйдет на мировой уровень.
В марте 2010 г. ФГУП "Почта России" ощутило прилив внимания к себе.
Поводом
для этого стал скандал с задержкой отправлений из-за рубежа. По
разным
данным, на таможенном посту Международный почтамт скопилось от 50
тыс. до
100 тыс. посылок. "Почта России" и Федеральная таможенная служба
уже
обменялись взаимными упреками в бездействии (см. "ДП" №041/10,
www.dp.ru).
По мере развития этой истории негативные отзывы о работе почты
заполнили
Интернет и СМИ.
Почта хенд-мейд
Основные претензии клиентов "Почты России" -- долгая пересылка
отправлений,
которые иногда и вовсе теряются, а также плохой сервис. Время
прохождения
письма внутри России составляет минимум 5-7 дней, а в США,
например, 3.
Ускорить доставку в "Почте России" собираются уже не первый год.
Для этого,
по мнению почтовиков, надо заменить ручную сортировку
корреспонденции
машинной. В октябре прошлого года удалось запустить
автоматизированный
сортировочный центр в Подольске стоимостью 55 млн евро для
обслуживания
Москвы. Правда, изначально его запуск намечался на 2006 г.
Аналогичная
судьба у такого же центра в Петербурге. Последний раз его запуск
перенесли
с конца 2009 г. на второе полугодие 2010 г. Между тем таких центров
для
полноценной модернизации почты надо около 40.
Необходимость обновления инфраструктуры на почте осознают. И даже
намерены
инвестировать на это в 2010-2012 гг. 101,3 млрд рублей (подробнее
см.
график). Как сообщают в пресс-службе "Почты России", это
позволит
обеспечить доступность качественных современных услуг почтовой
связи,
финансовых услуг и информационных ресурсов. Обозначенные цели
трудно
назвать конкретными, так что вряд ли кто-то сможет судить о
том,
достигнуты они или нет.
Во широком поле воин
"Почта России" представляет собой не самый успешный бизнес (чистая
прибыль
в 2009 г. -- 200 млн рублей), который во многом живет за счет
государственных субсидий. По предварительным данным, выручка "Почты
РФ" в
2009 г. составила около 100 млрд рублей ($3,1 млрд). По
сведениям
зарубежных СМИ, Deutsche Post DHL в том же году получила $63
млрд,
французская La Poste -- около $30 млрд. Выручка американской United
States
Postal Service в 2008-2009 финансовом году превысила $68
млрд.
Однако госпредприятие такой разрыв не тревожит. Там заверили, что
"текущий
уровень операционных доходов "Почты России" сопоставим с
аналогичными
показателями развитых почтовых операторов мира".
Аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Васин считает, что
состояние "Почты России"
улучшится благодаря инвестициям в модернизацию, равным годовой
выручке.
"Если деньги пойдут по назначению", -- оговаривает он. На благо
"Почте РФ"
должно пойти и создание почтового банка, запланированное на 2010
г.
Инвестиции в $5-10 млрд частично пойдут и на развитие
почтовой
инфраструктуры.
Но в целом перспективы "Почты России" аналитики оценивают
скептично.
"Сделать ее столь же прибыльной, как зарубежные, нереально.
Огромная
территория России заселена неравномерно. Есть отделения
почты,
обслуживающие 100 человек, и они никак не могут быть прибыльными",
--
говорит глава ООО "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян.
Подкормка для "Почты России"
На обновление почтовой инфраструктуры в 2010-2012 гг. понадобится
$3,5
млрд.
На создание почтового банка до 2015 г. может уйти втрое больше --
до $10
млрд.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете
найти в
PDF-версии газеты