Алексей Непомнящий
Об окончании конкурсного производства на «Москвиче» сообщил
«Интерфакс» со ссылкой на конкурсного управляющего предприятием
Александра Иванова. По его словам, к моменту окончания процесса
банкротства были полностью погашены долги кредиторам первой и
второй очереди (выплаты гражданам за вред жизни или здоровью,
возмещение морального ущерба, зарплаты), а долги кредиторам третьей
очереди (все остальное) — лишь на 18%.
Общий долг «Москвича» составлял 29 млрд руб., в том числе 23
млрд руб. — перед Минфином. В конце 1980-х гг. государство выделило
$625 млн на строительство двигательного завода на «Москвиче». Было
закуплено оборудование, но на монтаж средств уже не хватило, а за
полтора десятка лет хранения на складах оно пришло в негодность.
Кредит был записан на акционировавшийся «Москвич».
Обслуживать такой долг завод не смог и в 1995 г. был остановлен.
Вновь он заработал в 1997 г., когда новый гендиректор «Москвича»
Рубен Асатрян предложил выпускать машины премиум-класса, собираемые
в основном из импортируемых комплектующих. Были разработаны седаны
«Юрий Долгорукий», «Князь Владимир», «Иван Калита» и даже купе
«Дуэт». Часть этих машин выкупало правительство Москвы, на «Князе
Владимире» ездил мэр Юрий Лужков. Но спросом они не
пользовались.
В 2001 г. завод выпустил лишь 800 автомобилей, получив 9,6 млрд
руб. убытка, и к концу года вновь остановился. Попытки
правительства Москвы получить из федеральной собственности 60,4%
акций «Москвича» провалились. В 2003 г. на заводе была введена
процедура наблюдения. Инвестора найти не удалось, хотя активом в
разное время интересовались группы ГАЗ и СОК. А в 2006 г. на заводе
было запущено конкурсное производство.
Крупнейшим активом «Москвича», который удалось реализовать,
стали два участка земли площадью по 100 га вместе с цехами.
Их за 5,55 млрд руб. в 2006 г. купила инвесткомпания
«Метрополь», которая собиралась построить на этом месте
торгово-деловой комплекс «Метрополия» (сейчас идет подготовка
проекта планировки участка, рассказал представитель
«Метрополя»). Часть земли потом была выкуплена
Москвой. На этом участке расположился новый корпус «Автофрамоса» и
готовится к открытию производство композитных материалов. Оно
заработает в следующем году, обещает чиновник московского
правительства.
После завершения конкурсного производства «Москвич» будет
ликвидирован, его долги считаются погашенными, говорит арбитражный
управляющий Евгений Семченко. Получается, Минфин вернул в казну
лишь 4,1 млрд руб.
Представитель Минфина вчера на запрос «Ведомостей» не ответил, с
управляющим «Москвича» связаться не удалось.