Влад Гринкевич
Сделку между отечественной "Роснефтью" и британской British
Petroleum plc (BP) эксперты называют уникальной во многих
отношениях. Во-первых, это крупнейшая международная сделка
"Роснефти", во-вторых, совместный проект компаний по разработке
арктических месторождений не имеет аналогов, а по степени риска его
можно отнести к венчурным. Но игра стоит свеч – в распоряжении
компаний окажутся участки с запасами нефти в 5 млрд тонн и 10 трлн
кубометров газа.
Как уговорить британцев
По соглашению о стратегическом партнерстве, о котором было
объявлено 14 января, "Роснефть" получит 5% акций ВР (сделка
состоится в ближайшие недели), что сделает ее одним из крупнейших
акционеров британской компании. Британцы, в свою очередь, к
имеющимся у них 1,25% акций Роснефти добавят еще 9,53%, и станут
вторым после государства акционером российского холдинга.
Эпопея с переговорами длилась почти шесть лет, и, возможно,
растянулась бы еще на годы, если бы цепь событий не заставила
британских контрагентов стать сговорчивее.
Российской стороне, что называется, повезло: экономический кризис
2008 года и катастрофа в Мексиканском заливе изрядно удешевили
акции британской компании.
В настоящий момент, по оценке аналитика Банка Москвы Дениса
Борисова, "котировки ВР примерно вдвое дешевле, чем были в середине
2008 года". Кроме того, авария на принадлежащей British Petroleum
буровой платформе Deepwater Horizon и последовавший за этим разлив
нефти подпортили репутацию компании в американском регионе.
Как отметил в беседе с РИА Новости старший аналитик
ИФК Метрополь Александр Назаров, British Petroleum пришлось выйти
из ряда североамериканских бизнесов, и активизировать поиск
партнеров в других регионах.
Что до России, то северная нефть ей очень нужна. На сегодняшний
день, по мнению профессора Российского университета нефти и газа
(РГУНГ) им. Губкина Бориса Туманяна, нашей стране хватает сырья и
для внутреннего потребления, и для отправки на экспорт. Г-н Борисов
из Банка Москвы тоже отмечает: прирост запасов стабильно превышает
уровни добычи, однако эксперт обращает внимание и на тот факт, что
этот прирост идет за счет "доразведки старых месторождений и
применения новых технологий добычи". А вот новых масштабных
месторождений, сопоставимых по запасам с Западной Сибирью, нет. И
это подталкивает нашу страну заняться таким рискованным проектом,
как освоение арктического шельфа. Только в одиночку делать это
очень трудно. Если финансовых ресурсов у российских властей
достаточно, то без привлечения технологий не обойтись.
Коварная северная нефть
Все, что связано с нынешней сделкой, кажется довольно
рискованным. Компании рисковали, когда решились на обмен акциями.
Денис Борисов не исключает, что "Роснефти", возможно, придется
столкнуться с решением проблем связанными с возможностью новых
претензий к ВР из-за разлива нефти в Мексиканском заливе. А
британской компании надо держать в уме возможные последствия "дела
ЮКОСа". Напомним, западные миноритарии ЮКОСа предъявляли судебные
иски к российским властям.
Но все это ничто по сравнению с рисками вокруг самого арктического
проекта, который аналитики даже называют венчурным.
Подобных технических задач никто никогда не решал, даже
оборудование для освоения арктического шельфа только предстоит
разработать. А самое главное, что предварительные запасы нуждаются
в подтверждении. Сколько в действительности нефти на шельфе -
достоверно не знает никто.
Как отмечает Денис Борисов, в регионах с большей, чем в Арктике,
степенью геологической изученности, к моменту начала коммерческой
выработки от первоначально озвученных запасов может остаться треть.
Северные месторождения – место крайне малоизученное, и говорить о
том, сколько там нефти, можно лишь после бурения разведочных
скважин. А это дело ближайших 5-7 лет. Что до коммерческой добычи
нефти, то она, по оценке профессора Бориса Туманяна, может начаться
не ранее, чем через 20-25 лет. Правда, президент ВР Роберт Дадли
заявлял СМИ, что эксплуатация новых месторождений может начаться
значительно раньше – через 5-10 лет.
Но даже если и так, то рентабельность проекта пока под вопросом.
Извлечение нефти на арктическом шельфе и ее транспортировка – дело
крайне затратное. Прокладка трубопровода сейчас обходится в сумму
от $1 млн до $5 млн за километр. Труба, идущая от арктических
месторождений, может стоить в разы дороже - до $10 млн за км.
Поэтому аналитики уверены, что рентабельность проекту могут
обеспечить только дополнительные налоговые льготы. Видимо, так и
будет. Нефтяники в прошлом году уже получили налоговые каникулы при
работах на шельфе. А глава правительства Владимир Путин пообещал
"намеренно создать" благоприятный налоговый режим новому
проекту.