Дмитрий Беликов
СРШ и "Нижнекамскшина"
объединяются
На российском шинном рынке началась масштабная консолидация.
Получив контроль над обанкроченным "Амтелом", "СИБУР -- Русские
шины" (СРШ) договорился об объединении с третьим крупным
производителем -- "Нижнекамскшиной". До конца 2011 года они
создадут холдинг, контроль в котором будет у "Татнефти", а
операционное управление -- у СРШ. На долю "Амтела", СРШ и
"Нижнекамскшины" приходится более 60% российского производства шин
и более трети рынка продаж.
Как рассказал "Ъ" заместитель гендиректора СРШ Игорь Караваев, в
середине сентября холдинг подал ходатайство в Федеральную
антимонопольную службу (ФАС) о слиянии с ОАО "Нижнекамскшина".
Акционеры компаний намерены передать свои доли (100% акций СРШ и
73,5% акций "Нижнекамскшины") в кипрскую Zartel Ltd, 51% акций
которой получит "Татнефть" (владелец "Нижнекамскшины"), а 49% акций
-- СИБУР.
Операционное управление объединенной компанией будет
осуществлять топ-менеджмент СРШ, говорит господин Караваев. Для
этого сделка заключается по английскому праву, поясняет он. Стороны
получат по половине мест в совете директоров Zartel, уточнил
замглавы стратегического управления "Татнефти" Александр Тищенко, а
управлять заводами, скорее всего, будет вновь созданная управляющая
компания. СРШ получит право назначить ее гендиректора, добавил
господин Тищенко. Сейчас "Нижнекамскшиной" управляет
"Татнефть-Нефтехим", которую возглавляет Загит Шарафеев. Она же
управляет Нижнекамским заводом техуглерода, "Ярполимермашем" и ТД
"Кама", которые работают на "Нижнекамскшину". Все они, а также
Ефремовский завод синтетического каучука также войдут в
объединенную компанию, говорит Александр Тищенко.
В ФАС "Ъ" подтвердили получение ходатайства. По словам Игоря
Караваева, стороны рассчитывают получить все согласования до весны,
а сделку завершить до конца 2011 года. Она также должна быть
одобрена правительственной комиссией по иностранным инвестициям,
поскольку "Нижнекамскшина" входит в список стратегических
предприятий.
Фактически речь идет о создании в России единого производителя
шин на базе даже не двух, а сразу трех крупнейших игроков -- СРШ,
"Нижнекамскшины" и холдинга "Амтел". Акции последнего в сделке не
участвуют, но де-факто СРШ уже контролирует "Амтел". Холдинг
находится в процедуре банкротства, а СРШ является крупнейшим
кредитором.
По данным СРШ, на всех троих игроков сейчас приходится более 60%
российского производства шин и около 35% продаж в стоимостном
выражении. "Амтел" выпускает легковую резину, СРШ -- главным
образом коммерческую, а "Нижнекамскшина" -- и то и другое. В СРШ
утверждают, что речи о создании некоего российского монополиста в
производстве шин не идет и что доля российских производителей на их
собственном рынке все время снижается под давлением иностранных, у
некоторых из которых уже есть заводы в России. Смысл слияния в СРШ
объясняют именно целью создать единого российского игрока,
способного конкурировать с иностранцами.
Но Александр Назаров из ИФК "Метрополь" отмечает,
что СРШ и "Нижнекамскшина" выпускают сходную продукцию и
"непонятно, как одновременно будут и партнерами, и конкурентами".
"Это означает, что кому-то из партнеров придется закрывать выпуск
той или иной продукции, а также пытаться делить ее сбыт,-- уточняет
аналитик.-- Учитывая, что бизнес-лидеры в Татарстане неохотно
делятся полномочиями и управлением своими активами, пока непонятно,
насколько объединение будет безболезненным".
Процесс консолидации был запущен СИБУРом, успешно получившим
контроль над "Амтелом", но с "Нижнекамскшиной", видимо, удалось
договориться только о паритете, отмечает Виталий Крюков из ИФД
"Капиталъ".
Оценить общую стоимость "Амтела", СРШ и
"Нижнекамскшины" невозможно, добавляет Александр Назаров:
во-первых, потому, что "Амтел" -- банкрот, а во-вторых, потому, что
заводы всех трех компаний работают по толлинговым схемам и маржа в
собственно шинном производстве минимальна.