Новый НПЗ за $1 млрд
Задумал построить "ЛУКОЙЛ" в Подмосковье
"ЛУКОЙЛ"
обнародовал амбициозные планы на топливном рынке московского
региона. Компания изучает возможность строительства крупного НПЗ в
Московской области (ориентировочная стоимость - $1,1 млрд) и
намерена построить или приобрести в регионе 300 АЗС. Аналитики
сомневаются в том, нужны ли новые нефтеперерабатывающие мощности в
Подмосковье.
Вчера
президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов и губернатор Московской области
Борис Громов подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве
между компанией и областью, которое конкретизирует генсоглашение,
заключенное сторонами еще в 2000 г.
Новый
документ поражает масштабностью совместных планов партнеров. Они
задумали построить в области НПЗ мощностью до 9 млн т нефти в год.
Соглашение предусматривает, что в течение 2004 г. "ЛУКОЙЛ"
подготовит технико-экономические обоснования данного проекта.
Правительство области, со своей стороны, обязалось оказать
содействие "ЛУКОЙЛу" в выделении участков под строительство
нефтебаз и автозаправочных комплексов. В 2004 г. "ЛУКОЙЛ" планирует
построить в Подмосковье около 50 заправок, затратив на это $60
млн.
Как
сообщил "Ведомостям" представитель "ЛУКОЙЛа", необходимость
строительства в регионе нового НПЗ объясняется главным образом тем,
что построенный в 1930-х гг. и экологически неблагополучный
Московский НПЗ (МНПЗ) рано или поздно придется выводить из города
или просто закрывать - модернизировать его невозможно, так как
предприятие находится в окружении жилых кварталов, и для
строительства новых установок просто нет места.
Стоимость проекта создания нового НПЗ в компании оценивают примерно
в $1,1 млрд. В "ЛУКОЙЛе" предполагают встроить его в единую
технологическую цепочку с принадлежащим компании НПЗ "НОРСИ"
(Нижегородская обл. ). Это означает, что на новых мощностях упор
будет сделан не на первичную переработку нефти, а на получение
высококачественного топлива из полупродуктов, производимых
"НОРСИ".
По
словам представителя компании, параллельно "ЛУКОЙЛ" разворачивает
экспансию на розничном рынке региона. В течение ближайших трех лет
"ЛУКОЙЛ" планирует построить и приобрести в Москве и области 300
автозаправочных комплексов, что составит 15 - 20% рынка.
Представитель пресс-службы обладминистрации говорит, что
региональная власть приветствует планы "ЛУКОЙЛа", так как они сулят
увеличение налогооблагаемой базы и создание новых рабочих мест.
Конкуренты "ЛУКОЙЛа" к этим планам настроены вполне лояльно. Шалва
Чигиринский, президент Московской нефтяной компании, которая
управляет МНПЗ, говорит, что "этот рынок [московский] бездонный и
места на нем хватит всем. Они могут построить завод лет через пять,
но к этому времени потребление бензина в регионе вырастет более чем
вдвое".
Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов замечает, что за последние три
года "ЛУКОЙЛ" вложил в down stream $3 млрд, что составляет 40% всех
его инвестиций. У компаний же, демонстрирующих более высокую
эффективность, этот показатель составляет не более 10 - 20% ,
отмечает эксперт. По его мнению, строительство НПЗ окупится не
скоро и столь крупные инвестиции компании лучше бы направить на
интенсификацию нефтедобычи в Западной Сибири.
Евгений Сацков из ИФК "Метрополь" тоже сомневается
в целесообразности этого проекта ввиду избытка перерабатывающих
мощностей в России. "Москва вполне адекватно обеспечивается
топливом из соседних регионов. Миллиардная инвестиция может не
окупиться", - говорит он. Более жизнеспособным он считает проект
"Роснефти" и "Сургутнефтегаза" по строительству НПЗ в Приморске,
полностью ориентированного на экспорт.
Ведомости