У рыбаков отнимают рыбные порты
Татьяна Рыбакова
Министерству транспорта и связи не хватает
портовых мощностей. Увеличить возможности по перевалке торговых
грузов в Минтрансе решили за счет рыбаков. В ближайшее время можно
ожидать передачи контроля над рыбными портами от Минсельхоза,
которому недавно отошли функции упраздненного Госкомрыболовства, к
Министерству транспорта и связи. С такой просьбой к правительству
обратились и сами министерства, и комиссия по административной
реформе. В Минтрансе говорят, что перевод рыбных портов в
транспортное ведомство сделает привлекательнее инвестиции в их
инфраструктуру. Рыбаки считают, что переподчинение рыбных портов
лишит их дешевых причалов. "Нигде в мире нет разделения портов по
видам деятельности", - так аргументируют свою позицию в
Министерстве транспорта и связи. Теперь такого разделения не будет
и в России - Минсельхоз согласен передать порты транспортному
ведомству, оставив за собой контроль только над рыболовным флотом и
его уловами. Идея об объединении контроля над всеми морскими
портами в одних руках была подана еще европейским ТАСИС, затем ее
подхватила комиссия по административной реформе. "В этом есть
логика - упрощается управление и устанавливаются единые правила
игры", - считает аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев. В портах к
предложениям Минтранса относятся двояко. "Ведомственные
междоусобицы со своими коллегами из морского рыбного порта не
только утомили морские власти, но и делают такие порты крайне
непривлекательными как для судовладельцев, так и для
грузовладельцев из-за непрекращающихся споров о праве контроля над
судами и о праве взимания портовых сборов", - говорит капитан
Калининградского морского торгового порта Василий Беляев. "У нас
своя специфика, передача в ведение Минтранса может нанести ущерб
рыболовецкому флоту", - беспокоится его коллега, капитан
Калининградского морского рыбного порта Вячеслав Морозов. Бизнес
привлекает возможность расширения географии перевалки грузов: 16
крупных рыбных портов России дадут возможность разгрузить
работающие на пределе возможностей торговые порты. "Торговые грузы
могут просто вытеснить рыбаков с наших причалов", - беспокоится
Морозов. Но тот же Калининградский рыбный порт пустует с января по
октябрь, пока у рыбаков идет путина. Сегодня в нем арендует причалы
польский химический концерн "Андрекс" - российские компании идут к
"рыбакам" не очень охотно из-за различия в управлении портовой
деятельностью.Начальник администрации Калининградского рыбного
порта Петр Макаров не против прихода в рыбные порты грузов, но
боится, что рыбакам придется платить портовые сборы по более
высоким ставкам - сегодня для них ставка уменьшена на 50%. Других
отличий, кроме административных, у торговых и рыбных портов нет: та
же инфраструктура, те же причалы, краны, склады и холодильники.
Последних у "рыбаков" даже больше, что делает их привлекательными
для перевалки скоропортящихся грузов.Некоторую трудность
представляет большая мелководность подходов к причалам, но при
наличии инвестиций дноуглубительные работы не займут много времени.
А инвестиции, по мнению вице-президента Союза транспортников
России, президента Союза российских судовладельцев (СОРОСС) Михаила
Романовского, должны прийти. "Когда все в одних руках,
судовладельцев не будет отпугивать различия в правилах, - говорит
он. - Пример успешной работы Минтранса по повышению
привлекательности российских портов нагляден: сравните, как живут
сейчас торговые и рыбные порты". Действительно, сравнение не в
пользу рыбных портов: хотя они и начали получать прибыль, ее не
сравнить с прибылью торговых портов, перевалка грузов в которых
росла темпами до 30% в год. Во многом благодаря действовавшей
несколько лет разнице в железнодорожных тарифах к зарубежным и
российским портам, пролоббированной Минтрансом. В 2003 году темпы
роста перевалки грузов снизились до 10%, но не столько из-за
насыщения портовыми мощностями, сколько из-за их отсутствия.
Строительство новых морских портов, в том числе с инвестициями
крупных российских компаний, подтверждает это. С другой стороны,
предупреждает совладелец транспортной консалтинговой компании
TranCare Russian Владимир Ашурков, не стоит считать рыбные порты
бесхозными: "Бесплатных пирожных не бывает: в рыбных портах уже
есть либо владельцы, либо давние арендаторы, и они не горят
желанием поделиться бизнесом". Правда, если учесть интересы
российских экспортно-ориентированных холдингов в новых возможностях
для вывоза грузов, можно не сомневаться, что компромисс найдется. В
конце концов это просто вопрос денег. А построить новый порт
гораздо дороже, чем выкупить площади в существующем.