Новости
31  Марта  2004
Газета "Известия"
У рыбаков отнимают рыбные порты

 

Татьяна Рыбакова

 

Министерству транспорта и связи не хватает портовых мощностей. Увеличить возможности по перевалке торговых грузов в Минтрансе решили за счет рыбаков. В ближайшее время можно ожидать передачи контроля над рыбными портами от Минсельхоза, которому недавно отошли функции упраздненного Госкомрыболовства, к Министерству транспорта и связи. С такой просьбой к правительству обратились и сами министерства, и комиссия по административной реформе. В Минтрансе говорят, что перевод рыбных портов в транспортное ведомство сделает привлекательнее инвестиции в их инфраструктуру. Рыбаки считают, что переподчинение рыбных портов лишит их дешевых причалов. "Нигде в мире нет разделения портов по видам деятельности", - так аргументируют свою позицию в Министерстве транспорта и связи. Теперь такого разделения не будет и в России - Минсельхоз согласен передать порты транспортному ведомству, оставив за собой контроль только над рыболовным флотом и его уловами. Идея об объединении контроля над всеми морскими портами в одних руках была подана еще европейским ТАСИС, затем ее подхватила комиссия по административной реформе. "В этом есть логика - упрощается управление и устанавливаются единые правила игры", - считает аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев. В портах к предложениям Минтранса относятся двояко. "Ведомственные междоусобицы со своими коллегами из морского рыбного порта не только утомили морские власти, но и делают такие порты крайне непривлекательными как для судовладельцев, так и для грузовладельцев из-за непрекращающихся споров о праве контроля над судами и о праве взимания портовых сборов", - говорит капитан Калининградского морского торгового порта Василий Беляев. "У нас своя специфика, передача в ведение Минтранса может нанести ущерб рыболовецкому флоту", - беспокоится его коллега, капитан Калининградского морского рыбного порта Вячеслав Морозов. Бизнес привлекает возможность расширения географии перевалки грузов: 16 крупных рыбных портов России дадут возможность разгрузить работающие на пределе возможностей торговые порты. "Торговые грузы могут просто вытеснить рыбаков с наших причалов", - беспокоится Морозов. Но тот же Калининградский рыбный порт пустует с января по октябрь, пока у рыбаков идет путина. Сегодня в нем арендует причалы польский химический концерн "Андрекс" - российские компании идут к "рыбакам" не очень охотно из-за различия в управлении портовой деятельностью.Начальник администрации Калининградского рыбного порта Петр Макаров не против прихода в рыбные порты грузов, но боится, что рыбакам придется платить портовые сборы по более высоким ставкам - сегодня для них ставка уменьшена на 50%. Других отличий, кроме административных, у торговых и рыбных портов нет: та же инфраструктура, те же причалы, краны, склады и холодильники. Последних у "рыбаков" даже больше, что делает их привлекательными для перевалки скоропортящихся грузов.Некоторую трудность представляет большая мелководность подходов к причалам, но при наличии инвестиций дноуглубительные работы не займут много времени. А инвестиции, по мнению вице-президента Союза транспортников России, президента Союза российских судовладельцев (СОРОСС) Михаила Романовского, должны прийти. "Когда все в одних руках, судовладельцев не будет отпугивать различия в правилах, - говорит он. - Пример успешной работы Минтранса по повышению привлекательности российских портов нагляден: сравните, как живут сейчас торговые и рыбные порты". Действительно, сравнение не в пользу рыбных портов: хотя они и начали получать прибыль, ее не сравнить с прибылью торговых портов, перевалка грузов в которых росла темпами до 30% в год. Во многом благодаря действовавшей несколько лет разнице в железнодорожных тарифах к зарубежным и российским портам, пролоббированной Минтрансом. В 2003 году темпы роста перевалки грузов снизились до 10%, но не столько из-за насыщения портовыми мощностями, сколько из-за их отсутствия. Строительство новых морских портов, в том числе с инвестициями крупных российских компаний, подтверждает это. С другой стороны, предупреждает совладелец транспортной консалтинговой компании TranCare Russian Владимир Ашурков, не стоит считать рыбные порты бесхозными: "Бесплатных пирожных не бывает: в рыбных портах уже есть либо владельцы, либо давние арендаторы, и они не горят желанием поделиться бизнесом". Правда, если учесть интересы российских экспортно-ориентированных холдингов в новых возможностях для вывоза грузов, можно не сомневаться, что компромисс найдется. В конце концов это просто вопрос денег. А построить новый порт гораздо дороже, чем выкупить площади в существующем.

 

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.