Автокорпорация Chery требует, чтобы
Таганрогский автозавод (ТагАЗ) прекратил незаконные сборку и
продажу внедорожников Tiggo. Если завод не согласится с
требованиями до этой пятницы, Chery обратится в суд
Анатолий Джумайло
ТагАЗ начал выпускать Tiggo осенью 2008 года по
договоренности с Chery, предусматривающей только контрактную
сборку. Однако завод, по словам представителя Chery, нарушил
договоренность, самостоятельно продав несколько тысяч машин.
эксперты полагают, что к этому шагу завод могло подтолкнуть тяжелое
финансовое положение, и не исключают, что в Chery недоговаривают
существенные нюансы контракта с ТагАЗом.
В минувший понедельник в «Чери Автомобили Рус»
(«Чери-Рус»), российском офисе автокорпорации Chery, сообщили, что
компании стало известно о несанкционированной сборке и продаже
машин Chery Tiggo «некоторыми юрлицами в России», что нарушает
действующее законодательство. Chery готова уладить конфликт во
внесудебном порядке до 14 августа, говорится в сообщении. В России
Chery c апреля 2006-го по март 2008 года выпускал «Автотор»,
стороны остановили проект по взаимной договоренности. А осенью 2008
года собирать Chery Tiggo стал ТагАЗ.
— Компания Chery хочет, чтобы завод прекратил
несанкционированные сборку и продажу автомобилей Chery Tiggo, —
подтвердил N гендиректор «Чери-Рус» Геннадий Павлов. В пресс-службе
«Чери-Рус» N сообщили, что схема работы с ТагАЗом по Tiggo
предполагала, что сборка и сбыт автомобиля будут происходить только
при согласии «Чери-Рус» и только через ее дилерскую сеть.
— В прошлом году ТагАЗу было поставлено
несколько тысяч машинокомплектов, основная часть которых была
собрана и реализована без согласования с нами, — говорит сотрудник
пресс-службы «Чери-Рус». — Все машины Tiggo, проданные второй
стороной, безвозмездно присвоены ею по собственному желанию и в
полном противоречии с существующими договоренностями. Сборка
продолжается, на рынок поступают новые Tiggo тагазовской
сборки.
В ростовском салоне «Авто-поиск» и краснодарском
«Центр Авто» (оба — дилеры ТагАЗа) корреспонденту N, который
представился потенциальным клиентом, сообщили, что в наличии есть
новые Tiggo 2009 года. — Vortex Estina (создан на базе Chery Fora)
ТагАЗ производит и продает под своим брендом по взаимной
договоренности, — отмечает представитель Chery. «Чери-Рус» требует
от тех, кто каким-либо образом участвовал в «несанкционированной
деятельности», прекратить ее, а покупателей Tiggo у
«несанкционированной стороны» просит предоставить подробную
информацию о продавце и купленном автомобиле. «Чери-Рус» оставляет
за собой право «понуждения к возврату» Tiggo, находящихся у
«несанкционированных сторон», говорится в документе компании.
Помощник гендиректора ТагАЗа Геннадия Ряднова в течение недели
говорила, что он отсутствует в офисе, и обещала передать вопросы N,
но ответа так и не последовало. Возможно, ТагАЗ перестала
устраивать финансовая составляющая договора с Chery: эксперт по
автопрому Ernst & Young Иван Бончев говорит, что контрактная
сборка без права дистрибьюции и розничной реализации приносит
заводам менее 10% маржи с автомобиля.
— Такие конфликты, как между Chery и ТагАЗом,
пожалуй, еще не встречались ни в российской, ни в мировой практике,
— замечает г-н Бончев.
— Пойти на «несанкционированные» сборку и
продажу Tiggo ТагАЗ мог из-за проблем с ликвидностью, ведь с зимы
2008 года у него недостаточно средств на «растаможку»
машкомплектов, — рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. —
Нельзя исключать, что Chery что-то недоговаривает: возможно,
компании письменно или устно договаривались, что определенный
процент собираемых машин завод может продавать самостоятельно, если
Chery не выкупает их в согласии с графиком.
Эксперт полагает, что официальное сообщение
Chery сделано в том числе и для того, чтобы «дать повод для
беспокойства» дилерам ТагАЗа, продающим Tiggo. Предположение г-на
Пака о том, что Chery могла выкупать собранные внедорожники с
отставанием от графика, из-за чего испытывающий нехватку
ликвидности ТагАЗ и решился на самостоятельную продажу, довольно
логично. По словам директора «Автостата» Сергея Целикова, китайские
автопроизводители не успели вовремя выйти на российский рынок: они
не выстроили ни структуру продаж, ни сервис, а также не смогли
завоевать лояльность покупателей. К Chery это относится в меньшей
степени, чем к другим «китайцам», но все же в России у концерна, по
словам его представителя, на сегодня всего 69 официальных дилеров —
у ТагАЗа их, по данным сайта компании, около 300. Соответственно,
при прочих равных условиях оборачиваемость машин в дилерской сети
Chery происходит в 4 раза медленнее, чем в сети таганрогского
автозавода.
Можно отметить, что в 2008 году — после
прекращения сборки Chery на «Автоторе» — продажи бренда в России,
по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, просели на 58% (до 15,7
тыс. авто). За первое полугодие 2009 года продажи Chery ушли в
резкое пике — минус 83% к аналогичному периоду прошлого года (до
1,7 тыс. машин). По словам представителя «Чери-Рус», это
обусловлено плохой обстановкой на российском авторынке, который в
целом просел на 49%. Эксперты отмечают, что падение связано также с
низкой рекламной активностью компании.
— Но Tiggo, собираемые «несанкционированной
стороной», сильно ударили по продажам «наших» внедорожников, —
отмечает представитель «Чери-Рус». — Например, если в этом месяце
300 человек купили Tiggo той стороны, то ровно на столько было
меньше продано наших машин.
— Поручение на сборку — это большой и сложный
контракт, который предусматривает различные правовые последствия
для сторон при наступлении множества случаев, —
говорит управляющий партнер юридической компании «Аксюк и
партнеры» Юрий Болдырев. — Сложно представить, чтобы «ТагАЗ» стал
распоряжаться Tiggo, не имея на то правовых оснований, прописанных
в контракте.
Юрист отмечает, что если договоренности с Chery
действительно были нарушены, автокорпорация может предъявить ТагАЗу
иск о возврате необоснованного обогащения и потребовать признания
сделок по поставкам/ продаже Tiggo дилерам недействительными.
— Покупатели Tiggo являются добросовестными
приобретателями, — успокаивает представитель «Чери-Рус». — Машины у
них никто не отберет, в самом крайнем случае придется внести
изменения в ПТС и другие документы.