Toyota на подъезде к России
Артур Саруханов
Японская Toyota подтвердила намерение построить
завод в России. Детали проекта пока держатся в секрете, что
объясняется неуверенностью японцев в российском рынке. В России не
выработана система, позволяющая работать рентабельно. И иностранцам
выгоднее импортировать свою продукцию. Председатель совета
директоров японской Toyota Motor Хироси Окуда заявил вчера о
намерении построить в России сборочный завод. "Россия -
единственная крупная страна в мире, где мы не имеем завода, поэтому
рано или поздно мы должны туда прийти", - сказал Окуда.
Высказывания председателя совета директоров Toyota - первая
официальная реакция на информацию о приходе японского производителя
в Россию. Японский концерн давно ведет переговоры о строительстве в
2008 году сборочного завода в Нижегородской области, на что будет
потрачено до 100 млн. долларов. С конвейера ежегодно будут сходить
15 тысяч популярных в России малолитражек Corolla и автомобилей
среднего класса Camry. О переговорах с Toyota говорил и
замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай
Сорокин. По его словам, базой для организации СП могут стать
площади Елабужского завода легковых автомобилей. Заявления Хироси
Окуда совпали с визитом в Японию делегации российских чиновников и
бизнесменов во главе с полпредом президента РФ в Приволжском
федеральном округе Сергеем Кириенко. С самого начала этого визита
эксперты ожидали подвижек в переговорах с Toyota вокруг организации
сборочного предприятия в Нижегородской области. В российском
представительстве Toyota Motor Газете подтвердили эти планы. "Мы
рассматриваем российский рынок в качестве потенциального, но
никаких конкретных решений концерном пока принято не было", -
сообщил собеседник Газеты. Между тем сдержанная позиция Toyota в
отношении российского рынка вполне объяснима. По словам аналитика
ИФК "Метрополь" Дениса Нуштаева, японцам пока интереснее
импортировать свою продукцию в Россию. "В нашей стране до сих пор
не выработана система, при которой собирать машины здесь было бы
выгодно. До сих пор нет приемлемых пошлин на сбор комплектующих,
льгот для инвесторов в виде, скажем, освобождения от уплаты налогов
на определенное время. Поэтому пока даже концерны, построившие в
России конвейеры, заняли выжидательную позицию, организовав
небольшую сборку и собираясь увеличить ее лишь при благоприятной
конъюнктуре", - сказал эксперт Газете. Кроме того, по словам
Алексея Языкова, аналитика ИГ "Атон", "любые вложения в
долгосрочные активы на развивающихся рынках, каким является Россия,
всегда сложно предсказать". Однако высокий риск подразумевает и
высокую доходность от вложенных инвестиций, считает эксперт.
"Макроэкономические показатели говорят о том, что спрос на
российском авторынке продолжит расти. В сочетании с более дешевой
рабочей силой это обеспечит Toyota высокую рентабельность", -
сказал Газете Языков.
СПРАВКА:
Toyota Motor имеет собственные заводы в США,
Мексике, Индии, Австралии, Китае, Англии, Франции, Польше, Турции и
Южной Африке. Российские продажи японской компании увеличились в
первом полугодии этого года в 2,3 раза по сравнению с аналогичными
показателями годичной давности и составили 21 тысячу автомобилей.
Из них на долю Lexus, входящей в состав Toyota Motor, пришлось 1633
машины.