В ожидании сделки с АвтоВАЗом компания
опоздала за госпомощью
Екатерина Сороковая
Вчера представители группы СОК, владеющей
Ижевским автомобильным заводом (ИжАвто), официально заявили о том,
что в ближайшее время предприятие может полностью остановить
работу. Это стало следствием ошибочной тактики руководства группы,
не обращавшегося за господдержкой в уверенности, что ИжАвто будет
куплен АвтоВАЗом. Когда стало очевидно, что сделка не состоится,
просить помощи было уже поздно.
В группе СОК не скрывают того, что срыв сделки с
АвтоВАЗом стал одной из главных причин грядущего закрытия завода.
"Мы рассчитывали, что после завершения сделки новый собственник
предприятия начнет выпуск новых моделей и загрузит ИжАвто, как это
предполагалось изначально, однако, к сожалению, этого не
произошло", - сказал корреспонденту "Газеты" начальник управления
по связям с общественностью СОК Дмитрий Румянцев.
Вчера представители АвтоВАЗа отказались как-либо
комментировать эту ситуацию. Впрочем, очевидно, что есть и другие
причины проблем ИжАвто. В первую очередь - девальвация рубля. "За
счет курсовой разницы стоимость машинокомплектов, которые мы
закупаем у компании KIA Motors за валюту, с осени выросла на 40%,
при этом цены на продукцию завода не поднимались", - говорит
Румянцев. По его словам, группа неоднократно обращалась к корейской
компании с просьбой снизить стоимость комплектов, однако поставщик
навстречу не пошел. В итоге с конца прошлого года ИжАвто несет
значительные убытки. Другая причина проблем - падение спроса на все
автомобили, продаваемые в России.
По данным "Газеты", СОК намеревалась обращаться
в правительство еще в ноябре 2008 за предоставлением помощи в части
реструктуризации своего облигационного займа. Однако тогда АвтоВАЗ
говорил о твердом намерении приобрести завод и заверил СОК в том,
что обращаться за помощью к государству нет необходимости.
Напомним, что информация о возможной покупке
АвтоВАЗом ИжАвто появилась в середине 2008 года. Изначально он
намеревался приобрести завод за $300 млн, затем предложил в
качестве оплаты автомобили Lada, а в начале 2009 года была
достигнута договоренность об обмене ИжАвто на 75% акций дилерской
сети "Лада-Сервис". Однако в конце февраля АвтоВАЗ приостановил
сделку, аргументируя это кризисом.
Вчера в СОК заявили, что руководство компании
выполнит все социальные обязательства перед трудовым коллективом и
сделает все возможное для его переобучения и трудоустройства.
"Данные меры будут осуществляться в тесном взаимодействии с
руководством Удмуртии", - утверждает Дмитрий Румянцев.
По мнению аналитика ИФК "Метрополь"
Михаила Пака, ИжАвто является в целом неплохим активом. Основная
его проблема заключается в том, что на протяжении последних
полутора лет очень активно шли переговоры о его продаже АвтоВАЗу.
Сделка должна была закрыться в феврале, но акционер АвтоВАЗа
Renault решил пересмотреть планы по развитию бизнеса в России, и
сделка была приостановлена. По данным аналитика, все участники
переговоров, включая государство, действительно были уверены в
заключении сделки. "Именно поэтому у СОК не было особой
необходимости обращаться к государству за оказанием финансовой
помощи, - говорит Михаил Пак. - Государство должно было финансово
помочь АвтоВАЗу, который после приобретения ИжАвто разобрался бы с
долгами предприятия". Сейчас же АвтоВАЗу нет смысла помогать
ИжАвто, поскольку это не его актив, а договариваться с государством
- это время, которого у компании просто нет.
Впрочем, эксперт уверен, что драматизировать
ситуацию не стоит. Возможно, сейчас группа СОК будет делать упор на
ведении переговоров с KIA о снижении цен на комплектующие. "С
другой стороны, группа СОК контролирует крупнейший бизнес по
производству автокомпонентов на территории России. Возможно, они
будут пытаться как-то увеличить их производство для KIA внутри
страны, тем самым снизив зависимость от импортных комплектующих", -
говорит Михаил Пак.
Он не исключает, что СОК попытается привлечь
капитал какого-либо иностранного производителя, скорее всего,
корейского. Вот только у корейских автопроизводителей сейчас дела
тоже обстоят не лучшим образом.