По оценке Дерипаски, его активы стоят
$14 млрд
Елена Мазнева, Дмитрий Симаков
Хозяин “Базового элемента” Олег Дерипаска
считает себя не намного беднее губернатора Чукотки Романа
Абрамовича. “Базэл” оценил свои активы минимум в $14 млрд и
рассчитывает вырастить их стоимость втрое. “Базэл” и его 38-летний
хозяин Олег Дерипаска не любят рассказывать о себе и своих деньгах.
За редкими исключениями, его предприятия не сообщают данные о
прибыли, ограничиваясь показателями выручки. Но в этом году все
изменилось. Сначала раскрыл карты “Русал”, поддавшись на уговоры
своих кредиторов в проекте “Коми-Алюминий” — IFC и ЕБРР.
Теперь пришла очередь и самого “Базэла”. Сегодня на его
корпоративном сайте появится информация о структуре активов, их
основных финансовых показателях и стоимости, рассказали
“Ведомостям” в “Базэле”. Данные раскрываются не все. Чистую прибыль
своих компаний “Базэл” раскрыть не захотел даже для “Русала”. В
2004 г., по данным “Ведомостей”, она составляла
$1,060 млрд. Не уточняются и показатели девелоперского
бизнеса. “Базэл” занялся им совсем недавно, эти данные “в процессе
подсчета”, уточняет источник в “Базэле”. Хотя полной картинки все
равно не будет. “Мы частная компания, у нас нет таких
обязательств”, — заявила в интервью “Ведомостям” гендиректор
“Базэла” Гульжан Молдажанова. Олег Дерипаска — единственный
бенефициарный владелец““Базэла”. Прошлый год все его компании
закончили с выручкой свыше $13 млрд, а стоимость их активов
превысила $14 млрд. “Это самая консервативная оценка”, —
утверждает менеджер “Базэла”. История этого холдинга началась в
1994 г., когда Дерипаска возглавил Саяногорский алюминиевый
завод (СаАЗ). Три последующих года Дерипаска выжидал, получая долю
прибыли от торговли металлом вместе с Саймоном и Дэвидом Рубенами и
Львом Черным. В 1998 г. молодой бизнесмен при поддержке других
менеджеров вытеснил Рубенов и Черного из совместного бизнеса и
получил СаАЗ. В 2000 г. Дерипаска объединил СаАЗ с
Красноярским и Братским алюминиевыми заводами Романа
Абрамовича — так образовался “Русал”. А затем Дерипаска
добавил к алюминию машиностроение, энергетику, финансы. Особенно
Дерипаска верил в автопром — к 2001 г. он скупил большую
часть автобусных заводов страны. По рассказам местных чиновников, в
2000 г. он потратил около $150 млн на скупку ГАЗа. Но это
был тяжелый актив: уже в октябре 2001 г. капитализация завода
не превышала $90 млн. Менеджеры “Базэла” долго не могли
определиться с иностранным партнером для автозавода, где за шесть
лет сменилось пять гендиректоров. Впрочем, финансовые вложения
оправдались: в пятницу ГАЗ в РТС стоил $952 млн. Сегодня в
“золотой сотне” Forbes Дерипаска занимает 6-е место с состоянием
$9 млрд. Но эксперты больше доверяют оценкам “Базэла”.
Вице-президент инвестбанка “Траст” Олег Ларин полагает, что все
активы Дерипаски стоят минимум $13 млрд, а максимум —
$16 млрд. Таким же “недооцененным” в прошлом году оказался и
совладелец “Альфа-групп” Михаил Фридман. В начале года Forbes
оценил его состояние в $5,8 млрд, и вместе с Дерипаской они
поделили 4-5-е места в списке богатейших россиян. Но осенью Фридман
неожиданно разоткровенничался и заявил, что вся “Альфа-групп” стоит
$20 млрд, а ему принадлежит минимум 40% группы (т. е.
примерно $8 млрд). В этом году Forbes оценил Фридмана уже в
$10,4 млрд. Правда, позиция осталась по-прежнему 4-й —
из-за “удорожания” конкурентов. А вот Дерипаска, получается, мог
занять почетное 2-е место. Ведь выше Forbes оценил только состояние
Абрамовича — $18,3 млрд. А состояние следующего за ним
президента “Лукойла” Вагита Алекперова — в $12,7 млрд.
Сейчас Дерипаска по-прежнему верит, что его империя, в том числе
несырьевые активы, через пять лет может подорожать в разы. Именно
тогда, по словам Молдажановой, во всех пяти бизнес-секторах
“крупнейшие бизнесы будут примерно одинаковы”. Но вот в этом
эксперты сомневаются. Один “Русал” сейчас стоит около
$10 млрд, а с учетом его прогнозов на 2006 г. — все
$12 млрд, отмечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев.
“При этом в том же строительном бизнесе за пять лет даже при
максимальной концентрации ресурсов физически невозможно построить
бизнес с такой стоимостью, — рассуждает замдиректора компании
"ДОН-Строй" Тимур Баткин. — Даже 3-4 лидирующие сегодня
компании за пять лет могут подрасти максимум до $2-3 млрд
каждая”. Сейчас строительный бизнес “Базэла” стоит максимум
$1 млрд, если заложить в него прогнозы развития рынка,
добавляет вице-президент Mirax Group по финансам Дмитрий Луценко.
Через пять лет Дерипаска может увеличить его стоимость до
$5 млрд, верит Луценко. Но банковскому сектору “Базэла” не
добиться такого роста, если не применять тактику поглощений,
замечает гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников. За пару лет
банковский сектор и правда подорожал в четыре раза, но больше чуда
ждать не стоит. А чтобы получить машиностроительный бизнес
стоимостью $10 млрд, Дерипаска должен к сегодняшним активам
докупить два “АвтоВАЗа”, четыре “Камаза” и пять “Иркутов”, в общем,
скупить практически все машиностроение, включая судо-, тракторо- и
станкостроение, резюмирует Геннадий Суханов из “Центринвест
Груп”.