Компания отчиталась за первое полугодие:
выручка выросла более чем на 50%, тогда как рентабельность
по-прежнему остается низкой
Маргарита Парфененкова
Вчера торговая сеть «Магнит» – один из ведущих
российских операторов розничной торговли – опубликовала
неаудированные результаты деятельности за первое полугодие 2006 г.
Согласно отчетности, за шесть месяцев этого года по сравнению с тем
же периодом 2005 г. выручка «Магнита» выросла более чем на 50% – до
29,656 млрд руб. С начала года компания открыла 182 новых магазина,
увеличив их количество до 1682. Между тем, как отмечают аналитики,
«Магнит» по-прежнему сохраняет низкую рентабельность. По их мнению,
причина этого кроется в активной экспансии «Магнита», а также в
вытекающих отсюда проблемах с управлением сети. Розничная сеть
«Магнит» ранее принадлежала краснодарскому ЗАО «Тандер». В январе
2006 г. для выхода на биржу компания была перерегистрирована в ОАО
«Магнит». Крупнейшим акционером «Магнита» является Сергей Галицкий
(56%), 19% находится в свободном обращении, 14,5% принадлежит
финансовому инвестору Алексею Богачеву, остальное – топ-менеджерам
компании. В сеть «Магнит» на конец 2005 г. входило 1500 магазинов
более чем в 400 городах. Выручка компании в 2005 г. составила 1,578
млрд долл., EBITDA – 78 млн долл. В понедельник торговая сеть
«Магнит» опубликовала итоги деятельности за первое полугодие 2006
г. Как следует из сообщения компании, за шесть месяцев этого года
чистая выручка увеличилась на 52,9% по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года – до 29,656 млрд руб. Показатели чистой
прибыли и EBITDA за первое полугодие пока не раскрываются, однако
за первые три месяца этого года «Магнит» увеличил чистую прибыль
более чем в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
– до 370 млн руб., а EBITDA – в 2 раза (до 717,3 млн руб.). «Хотя
«Магнит» и не раскрыл показатели EBITDA и чистой прибыли во втором
квартале, динамика первого квартала выглядит весьма позитивно, –
прокомментировал ситуацию RBC daily аналитик «Брокеркредитсервиса»
Татьяна Бобровская. – Мы оцениваем этого оператора как второго
российского ритейлера после объединенной «Пятерочки». Аналогичного
мнения придерживается и аналитик Брокерского дома «Открытие»
Наталья Мильчакова. «Компания продемонстрировала очень высокие
показатели не только для сетей-дискаунтеров, но и для ритейла в
целом», – сказала она в беседе с RBC daily. Между тем
аналитики отмечают, что «Магнит» по-прежнему сохраняет низкую
рентабельность. «Если сравнивать с последним кварталом 2005 г.,
уровень рентабельности чистой прибыли «Магнита» остался прежним, –
сказал RBC daily аналитик компании «Метрополь» Михаил Красноперов.
– Этот показатель у «Магнита» ниже, чем у «Седьмого Континента» и
«Пятерочки», которые демонстрируют чистую рентабельность на уровне
5-6%». По мнению аналитика РБК Валентина Крохина,
«нормальный показатель рентабельности для сетей формата жесткого
дискаунтера, к каковым относится «Магнит», находится на уровне
5-7%». Аналитик из «АТОНа» Татьяна Капустина объясняет низкую
рентабельность сети несколькими причинами. «Во-первых, «Магнит» –
классический дискаунтер, у которого по определению не может быть
большой маржи, – заявила она RBC daily. – Во-вторых, они оперируют
в регионах, а не в Москве, что тоже оказывает влияние на
прибыльность. В-третьих, эта торговая сеть предпочитает брать
магазины в аренду, а не в собственность, а арендная ставка также
оказывает влияние на маржу. И четвертый фактор – активная экспансия
сети. Компания вкладывает большие средства в расширение торговой
сети, открывая по 400 магазинов в год». Татьяна Бобровская также
считает, что низкая рентабельность сети связана с ее бурным ростом:
«Высокий уровень капвложений и издержек, связанный с освоением
новых рынков, и недостаточно проработанный механизм логистики – все
это негативно сказывается на показателях рентабельности. То же
самое мы увидели у «Копейки»: по итогам 2005 г. показатель чистой
рентабельности этой сети составил 1,6%, тогда как в 2004 г. он
составлял 4,2%». Валентин Крохин полагает, что активно
развивающаяся компания имеет проблемы с управлением: «Они не
увеличат прибыльность, пока не разберутся со всеми своими
затратами. Нельзя все время так расти. Рано или поздно придется
заняться реструктуризацией своей разросшейся сети». А Татьяна
Капустина отмечает, что сейчас «Магнит» развивается в регионах
хаотично, что не позволяет компании экономить на закупках. «Сеть
несколько «размазана» по стране – в большей части регионов их
присутствие ограничено 3-4 магазинами, – говорит аналитик. – У них
нет экономии на масштабах, нет сильных позиций для переговоров с
поставщиками. Когда «Магнит» увеличит количество точек в каждом
регионе до 20-30, он сможет извлекать больше прибыли. В этом случае
для поставщиков сеть будет выступать как крупный и интересный
клиент и рассчитывать на скидки. Тогда «Магнит» поднимет свою маржу
на 1,5-2 процентных пункта». В самой компании не отрицают, что
показатели рентабельности пока остаются на низком уровне. «Мы
продолжаем активную экспансию в регионы. Уровень доходов населения
там по-прежнему находится на достаточно низком уровне, хотя нельзя
не отметить его постоянный рост в последнее время», – пояснил RBС
daily директор по маркетингу компании «Магнит» Хачатур Помбухчан.
Он добавил, что пока сеть не намерена снижать темпы своего
развития: «Наши планы на 2006 г. – достичь 1900 магазинов. В 2007
г. мы планируем сохранить тот же темп прироста магазинов, что и в
2006 г.». При этом г-н Помбухчан подчеркнул, что компания будет
вести активную работу по улучшению показателей рентабельности.
«Дальнейшее улучшение рентабельности для нас будет лежать большей
частью в улучшении эффективности логистической составляющей нашего
бизнеса», – заявил он.