Французская Alstom готовится стать
совладельцем «Трансмашхолдинга», а Искандер Махмудов с
партнерами — лишиться контроля над созданной ими
компанией
Глеб Столяров
Французская Alstom покупает 25% плюс
1 акция голландской The Breakers Investments B. V.,
головной компании «Трансмашхолдинга», сообщила вчера российская
компания. Представитель Alstom Изабель Тураншу подтвердила эту
информацию, но сумму сделки и продавца пакета называть не
стала.
Сейчас 75% минус 1 акция
Breakers — у структур владельцев «Кузбассразрезугля» Искандера
Махмудова и Андрея Бокарева (председатель совета директоров
«Трансмашхолдинга»), а также акционеров железнодорожного оператора
«Трансгрупп АС». Блокпакет — у РЖД. РЖД свою долю продавать не
собирается, говорят представители монополии и «Трансмашхолдинга». А
значит, продают Махмудов с партнерами, и их доля после сделки
составит 50% минус 2 акции.
Бокарев говорит, что Alstom получит акции
«Трансмашхолдинга» только через три года: пока с компанией подписан
опцион, аванс за акции составит $75 млн, остальное — по
формуле, которая будет привязана к EBITDA «Трансмашхолдинга» за
2008-2011 гг. Интерес основных акционеров в том, что
«Трансмашхолдинг» получает от Alstom новые технологии, добавляет
он.
После выплаты аванса Alstom сможет провести двух
представителей в совет директоров «Трансмашхолдинга», продолжает
Бокарев, но когда это произойдет, не уточняет. Источник, близкий к
«Трансмашхолдингу», утверждает, что до конца года. В целом
блокпакет компании обойдется Alstom не дешевле, чем РЖД
(9,3 млрд руб. в декабре 2007 г.), добавляет он.
Согласен с такой оценкой и аналитик «Метрополя» Михаил Пак:
25% «Трансмашхолдинга», по его мнению, стоят
$250-300 млн.
«Трансмашхолдинг» больше года искал
стратегических партнеров. Переговоры шли с немецкой Siemens и
канадской Bombardier. Последняя отказалась от сделки прошлой
осенью — из-за высокой стоимости «Трансмашхолдинга», которая
«оказалась сюрпризом» для Bombardier, как объяснял тогда президент
РЖД Владимир Якунин. Потом и Siemens заявила, что блокпакет
«Трансмашхолдинга» ее не интересует.
Теперь «Трансмашхолдинг» и Alstom займутся
совместной разработкой подвижного состава, модернизацией заводов
холдинга, выпуском электровозов нового поколения и двухэтажных
вагонов. Российский рынок велик, подвижной состав нуждается в
постоянном обновлении, говорит Тураншу, а Alstom нужен партнер,
который понимает специфику внутреннего потребителя.